30 июля 1935 года.
Издательство Penguin выпустило свою первую книжку.
В этот день в книжном мире произошла революция, книга ушла в народ. А все потому, что Аллен Лейн, молодой и креативный председатель одного лондонского издательства, однажды возвращался с деревенского уикенда у Агаты Кристи. В ожидании поезда в Лондон он прошелся по привокзальным киоскам в поисках хорошего чтива и разочаровался: сплошь дамские журналы и переиздания викторианских романов. Вот скука-то смертная. И Лейну пришло в голову: а что, если попробовать издавать качественную литературу в мягком переплете по цене пачки сигарет и продавать ее хоть в табачном ларьке, хоть в аптеке? В конце концов, кто сказал, что «дешево» это то же самое, что «дешевка»?
Скооперировавшись с двумя братьями, он рискнул и поставил все на дело, в которое никто не верил. К примеру, Джордж Оруэлл публично призывал коллег не иметь ничего общего с Penguin. Автор «Скотного двора» и «1984» вывел формулу: «Чем дешевле становятся книги, тем меньше денег тратится на книги». Если с Большим Братом Оруэлл попал в яблочко, то с пейпербеками* он ошибся. Зато в Лейна поверили королевы английского детектива Агата Кристи и Дороти Сэйерс, – их романы вошли в первую десятку нового издательства. Не посчитал зазорным печататься в дешевом переплете и Эрнест Хемингуэй, его «Прощай, оружие!» мгновенно стало хитом.
Но многие убеждены, что ключ к успеху Penguin Books – не только симпатичные цены, но и дизайн книги. Лейн прислушался к совету секретарши и послал в Лондонский зоопарк Эдварда Янга, одного из самых талантливых графических дизайнеров Британии того времени, – понаблюдать за пингвинами. Пионеры пейпербека рассудили: есть что-то в этой фигуре «во фраке» одновременно и достойное, и забавное. Так пингвин стал не просто символом нового издательства, но и культовой фигурой.
В Penguin разработали и цветовую палитру для своих изданий. Если на книжной полке «горит» оранжевый цвет – значит, там пингвиний худлит. Темно-синий цвет сигнализировал: «здесь — биографические книги». Любители криминальных историй делали стойку, завидев зеленых «пингвинов».
Смелая идея Аллена Лейна оправдала себя, – уже за первые 4 дня было продано 150 тысяч книг, а к концу первого года существования издательства эта цифра достигла трех миллионов. На руку Лейна, вернее, на его кошелек, сыграла и Вторая мировая война, – «пингвины» были достаточно малы, чтобы поместиться в кармане солдатского мундира или в сумке для противогаза.
Так массовые тиражи литературы стали трендом, дельцы получили новый рынок сбыта, писатели — новую публику, а Аллену Лейну пожаловали рыцарский титул.