20 июля 1987 года.
Пол Маккартни записал альбом, который на Западе называют «русским».
Седьмой сольный альбом Маккартни «Снова в СССР» – это каверы песен 50-х годов, на которых вырос Пол. Такой вот личный топ – ликбез для советских людей, которым не довелось вырасти на старой доброй американской музыке. Как потом писал один западный критик, «можно представить себе, как экс-битл надевает пару синих замшевых туфель, прежде чем подойти к микрофону, чтобы спеть «Just Because», эту старую кантри-мелодию, которая появилась на первом сольном альбоме Элвиса Пресли». Кто знает, может сэр Пол и надевал синие замшевые туфли… Изящный жест доброй воли экс-битла в эпоху гласности. Ведь Маккартни мог выдать пластинку со скрытым или явным подтекстом. Так уже было, в 1968 году, когда битлы впервые сыграли свою знаменитую «Back in the U.S.S.R». Невинная песня вызвала мощную реакцию. Одни на раз считали иронию (чего стоит «перебор балалаек на ферме отца»), другие – на Западе, – обвиняли группу в разжигании коммунизма и сочувствии врагу. Распространился даже слух, что группа совершила секретное путешествие в страну Советов и дала частный концерт членам ЦК. «Ты не знаешь, как тебе повезло, парень. Снова в СССР», — пели битлы, а в это время советские танки утюжили улицы Праги.
Что бы ни думали одни, другие, The Beatles шли своей дорогой. Маккартни так и сказал Playboy: «Это была рука поддержки, потому что они любят нас там, даже если боссы в Кремле запрещают это».
Маккартни, даром что сэр, к Советскому Союзу относился неплохо. Как-то разоткровенничался: «Мои родители, бывало, говорили мне: “Мы вместе воевали, мы были союзниками в войне”. Так что мы всегда смотрели на Советский Союз как на друга. Но потом вмешалась политика, и между нами возникла стена». Горбачевскую перестройку экс-битл принял близко к сердцу и потому затеял альбом, который был выпущен исключительно в СССР. Рок-музыкант подумал: поскольку все его пластинки обычно выходят на Западе и в Россию попадают (если попадают) позднее, было бы неплохо провернуть рокировку. Сказать, что это событие стало заметным в жизни граждан Страны Советов, значит не сказать ничего. Миллионная армия поклонников Маккартни была уверена: пластинку выпустят только «для своих» и ее будет не достать. Народ привык добывать дефицит с боем, так что особо страждущие приготовились отдавать чуть ли последние кровные спекулянтам. Спекулянты и в самом деле успели навариться, прежде чем все поняли: дефицита не случилось, пластинки добрались аж до провинции. За первый год было продано порядка 400 000 экземпляров. Ну а зарубежные фанаты Маккартни тоже, в конце концов, получили свое, – уже спустя 4 года альбом «Снова в СССР» был переиздан по всему миру. К этому моменту название его звучало уже как ироничный анахронизм.