С 17 по 19 июля пройдет VI Международный джазовый фестиваль «Бродский DRIVE».
Всего три дня и 8 джазовых концертов – вместо полутора месяцев, традиционных для этого летнего фестиваля. Увы, сейчас не время расслабляться, надо брать все и сразу, кто знает, вдруг завтра накатит вторая пандемическая волна.
Хотя сам фестиваль стартует в пятницу, в преддверии его в полдень 15 июля начнется онлайн-марафон: в течение 24 часов можно будет вспомнить, как «Бродский DRIVE» прожил свои первые пять лет и послушать музыкантов, принимавших участие в прошлых фестивалях. Во вторую пятилетку фест вступает в ином формате, но главное — с 17 по 19 июля в Шереметевском саду вновь будет звучать джаз, столь любимый Иосифом Бродским.
О нобелевском лауреате-юбиляре напоминает не только название фестиваля. На открытии летнего джазового уик-энда автор проекта «Бродский Ad Libitum» Ирина Чижик расскажет о музыкальных пристрастиях поэта. А закроется фестиваль специально написанной трубачом Вячеславом Гайворонским и пианистом-флейтистом Романом Столяром программой «Памяти Клиффорда Брауна», отсылающей к одноименному стихотворению Бродского, которое он посвятил 26-летнему выдающемуся трубачу эры бибопа, погибшему на Пенсильванском шоссе.
Западные имена в этом году будут лишь витать в воздухе, на сцене же сойдутся разные по стилистике и энергетике ансамбли, но исключительно российские. В этом тоже есть плюс: наконец можем сосредоточиться на своих и понять, куда идет не просто отечественный, а конкретно петербургский джаз.
Так что будет камерно, по-домашнему. Но точно не скучно. Композиции контрабасиста Владимира Волкова, барабанщика Гария Багдасарьяна, вибрафониста Алексея Чижика (единственного в мире вибрафониста, играющего пятью палочками) и пианиста Станислава Чигадаева, соединившихся в ансамбль Cool Train Project – микс джаза, классической музыки и космических звуков вибрафона. Кроме загадочного вибрафона, на фестивале можно будет услышать духовой басовый инструмент сюзафон, резонаторную гитару дОбро, ну и самое экстравагантное –стиральную доску. На этих самобытных инструментах (помимо классических трубы, саксофона и тромбона) играет ансамбль Easy Winners под управлением Андрея Воеводского, который примечателен еще и выбором репертуара – музыки конца 19-го — первой трети 20-го столетия. Так что мы услышим ранний джаз и даже углубимся в его истоки.
Квартет Дмитрия Семенищева, или «группа с красивыми картинками и картавым контрабасистом», как говорят о себе сами музыканты, обещает сыграть джаз, в который легко влюбиться даже тем, кто не очень ценит этот жанр.
Квартет Андрея Кондакова сыграет свежайшие, написанные в условиях самоизоляции композиции. Пьесы Dizzy Dutch Duck насыщены аранжировками, открытыми импровизациями. Этот фьюжн-проект одного из самых заметных петербургских джазменов с голландской выучкой Антона Боярских — редкий в Питере гость, так что стоит найти время на него. Но Боярских мало одного проекта, – на «Бродском DRIVE» он продемонстрирует как прямо во время концерта малый состав Dizzy Big Band превращается в оркестр Dizzy Dutch Duck.
Мэтры питерского джаза Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков вместе с валторнистом, одним из лучших в мире импровизаторов на альпийском роге москвичом Аркадием Шилклопером представят программу INTRADA. Если кому-то не доводилось слышать Шилклопера, стоит убедиться в справедливости слов одного немецкого джазового радиожурналиста, который заметил: «Шилклопер так захватывающе импровизирует на этом огромном народном швейцарском инструменте, как будто тот был создан для джаза».
Еще один гость из столицы, правда, все же родом из Петербурга – российский барабанщик Саша Машин. Музыкант, которого называют «новым пионером современного джаза России» представит свой новый проект Happy Synapse, иллюстрирующий, как в мозгу происходит трансформация электрического сигнала в химический и обратно. За биологическими тонкостями стоит простая мысль: как сделать человека счастливым.
Учитывая реалии современной жизни, фестиваль будет не только скоротечным, но и камерным, – в общем доступе было всего по 100 билетов на каждый концерт. И хотя большинству придется довольствоваться все той же уже наскучившей онлайн-трансляцией у себя дома на диване, уловить расслабленную суть джаза и его импровизационное течение все же удастся.
P.S.: Трансляцию фестиваля-2020 можно будет смотреть на сайте музея и в его официальных группах в соцсетях, на сайте и в соцсетях телеканала «Санкт-Петербург».