21 июня 1915 года.
Казимир Малевич закончил «Черный квадрат».
Все началось в декабре 1913 года, когда в 5 сцене 1 действия футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем» вместо солнечного круга появился черный квадрат. По идее Малевича, художника спектакля, это олицетворяло победу человечества над пассивной природой. Спустя два года «Черный квадрат» был представлен уже как самостоятельное произведение. Поклонники считают, что с этой картины начался новый отсчет в истории цивилизации. Недоброжелатели же выносят приговор: это начало разложения и уничтожения классического искусства, «черная дыра», в которой исчез Художник, а остались лишь самодовольные прагматики, знающие, почем земная слава.
Своим «Черным квадратом» Малевич внес лепту не только в искусство, но и психологию. В теории «психологии масс» существует понятие «эффект Черного квадрата», на основе которого Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов – «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой».
Кстати, «Черный квадрат» вовсе не черный и даже не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна другой стороне. А темный цвет – это результат смешения различных пигментов, среди которых не было черного. И, наконец, у «Черного квадрата» «двойное дно» – сперва была написана кубофутуристическая композиция, затем протосупрематическая, и только затем сам квадрат. По одной версии, Малевич создавал картину несколько месяцев, по другой – в лихорадочной спешке на первом попавшемся холсте, замазав его черной краской. Как было на самом деле, художник умолчал, лишь загадочно заметил: «Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал…». А уж как другие хотели бы это понять!
Но Малевич вовсе не был так уж оригинален, просто оказался в нужном месте в нужное время. Еще за 500 лет до петроградского художника, в 1617 году оккультист, алхимик и, возможно, член тайного общества розенкрейцеров Роберт Фладд, призывающий к альтруистической помощи ближнему, создал картину «Великая Тьма». Черный прямоугольник со всех сторон ограничен белыми полями, на которых Фладд написал по-латыни: «И так до бесконечности».
В 1854 году 22-летний Поль Гюстав Доре, художник, гравер и величайший иллюстратор 19 века, выпустил книгу-альбом «История Святой Руси», которая начиналась с «черного квадрата», подписанного так: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков».
И наконец, в 1882 году поэт Пол Билход создал картину с неполиткорректным на нынешний взгляд названием «Ночная драка негров в подвале». Ничего личного и никакой концептуальности – просто шутка поэта. Спустя 11 лет Альфонс Алле, журналист, писатель и автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра» повторил подвиг Билхода и выставил картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Правда, у Билхолда и Алле были прямоугольники.
Малевич свой «Черный квадрат» впервые явил на итоговой футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января 1916). Художник сознательно поместил черную дыру в сакральном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы.