Однажды возле столичной Красной площади можно было наблюдать, как в кулачном бою за клиента сошлись Александр Пушкин и Ленин. Наверняка кому-то из зрителей этот курьез напомнил хулиганскую комедию Юрия Мамина «Бакенбарды».
Вспомнив этот анекдот в день рождения поэта, мы подумали, что Сухоруков был не единственным неожиданным воплощением классика.
Итак, семеро кино-Пушкиных, которые вряд ли бы победили на конкурсе двойников.
1. «ПУШКИН». Александр МОЛОЧНИКОВ
Когда года 4 тому назад в сериале «Пушкин» появился мелкий питерский воришка, который под видом Пушкина обманывает доверчивых туристов, никто не воскликнул патетически: «Руки прочь от гения!». Отношение к классику у нас едва ли не родственное. И то ли Хармс поспособствовал этому, то ли сам Александр Сергеевич со своей самоиронией и любовью к хулиганским стишкам. Но так или иначе никакой другой классик не появляется так часто на экране, да еще и в весьма неожиданных воплощениях.
2. «БАКЕНБАРДЫ». Виктор Сухоруков
Вот уж когда должны были дрогнуть защитники Пушкина, — так это когда в перестроечном гротеске Юрия Мамина поэт стал символом русских фашистов. «Бакенбарды», снятые ровно 30 лет назад, до широкого проката так и не дошли. Но киноначальники не столько радели о чести Пушкина, сколько не хотели признавать, как в советской стране с легкостью необыкновенной зарождается экстремизм. А вообще-то изначально Мамин собирался снять комедию про современный лицей и смертоубийственную борьбу, которая развернулась между родителями учеников. Но однажды выйдя на Сенную площадь, увидел, как активисты общества «Память» разбрасывают листовки с призывом истинным патриотам прийти в такой-то час по указанным адресам и потребовать от проживающих там господ ответа за то, что они сотворили с Россией. Иначе говоря, это был призыв к погромам. Мамин решил высказаться по поводу новых националистов. Но почему же Пушкину досталась сомнительная честь стать их символом? Да потому, что именно он «наше все»…
3. «СМЕРТЬ ВАЗИР-МУХТАРА». Сергей Юрский
Это не кино, а телеспектакль, и к тому же не про Пушкина, а про другого Александра Сергеевича, Грибоедова. Но все же Пушкин здесь столь необычен, что мимо этого произведения ленинградского ТВ конца оттепели пройти невозможно. Если бы «Смерть Вазир-Мухтара» ставил не Владимир Рецептор, который с Пушкиным под ручку идет по всей своей жизни, и если бы классика играл не Юрский, который с упоением читал его поэзию, можно было бы заподозрить, что они попросту поиздевались, – слишком уж поэт у них получился обезьяноподобный: грызет ногти, цепляется за «Анну» на груди у Грибоедова. Ужасно необаятелен…
4. «ДЕНЬ ПОЛНОЛУНИЯ». Евгений Стычкин
Стычкину, как и Сухорукову, повезло сыграть и Ленина, и Пушкина. Но если вождя революции в недавнем сериале про Троцкого все отметили, запомнили и похвалили, то с поэтом Стычкину не повезло. Как и Карену Шахназарову. Инфернальный «День полнолуния» — один из самых его незамеченных фильмов. В 98-м году, на фоне дефолта, катастрофичного падения рубля и бразильских страстей мыльного «Жестокого ангела» всем было не до притчи, в которой переплелись судьбы, истории и времена.
5. «СПАСТИ ПУШКИНА». Константин Крюков
Смешались люди и времена и в относительно недавнем проекте «Спасти Пушкина». Там светило русской поэзии оказался в Москве 2017 года. Он довольно быстро вписался в современные реалии, – разве что поудивлялся немного лимонаду из неведомой ему маракуйи, — и даже раскрыл одну литературную мистификацию. Когда у Крюкова поинтересовались, что, по его мнению, могло бы понравиться поэту в современной России, а что нет, актер ответил: «Несомненно, он оценил бы прелести бытового комфорта, особенно порадовался бы возможности быстро перемещаться в пространстве – на машинах, самолетах. А фантастические скорости передачи информации вообще привели бы его в восторг. Что разочаровало бы? Наверное, то, что, по сути, в стране ничего не изменилось».
6. «ЗАПОВЕДНИК». Гоша Куценко
В киноверсии довлатовского «Заповедника» в роли Пушкина — Гоша Куценко. Правда, классик у Куценко не всамделишный, а ряженый. Но это нюансы. Главное, что у Гоши воспитанник Арины Родионовны получился очень колоритным. Это, как говорится, надо видеть. Кстати, на премьере фильма актер рассказал байку, возможно, даже правдивую, мол, репетируя роль Пушкина, он ужасно волновался: «Но успокоился, когда в одну из ночей мне приснился Александр Сергеевич и сказал: ”Все будет нормально, старик. Играй, и ничего не бойся!”»
7. «ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ». Сергей Безруков
Но если «Заповедник» всего лишь шалость, то в фильме Натальи Бондарчук все куда серьезнее. Ее политический триллер «Пушкин. Последняя дуэль» с Сергеем Безруковым, за которым давно закрепился образ «главного Пушкина страны», вызвал волну споров, — не все готовы принять нехрестоматийную версию гибели поэта, ставшего жертвой антирусского заговора. Слоган фильма «Пришло время узнать правду» наверняка еще не раз станет поводом для кинематографистов взяться за Пушкина, чья неспокойная жизнь давно обросла мифами и легендами.