1 июня 1495 года.
В казначейских отчетах Шотландии впервые упоминается виски.
По приказу короля Якова IV для изготовления aqua vitae, то есть воды жизни, монаху Джону Кору была выдана мера ячменного солода, достаточная, чтобы сделать полторы тысячи бутылок золотого эликсира. Пахнет не только солодом, но и немалой прибылью.
… Что бы мы делали без монахов, непонятно. Флорентийские доминиканцы в начале XIII века основали старейшую парфюмерно-фармацевтическую «фабрику», творчески подойдя к своему монастырскому саду с лекарственными травами. Рачительные монахи, жившие в древнем шотландском городке Keith, пытались выжить всю пользу из протекавшей рядом реки Isla, вода которой славилась своими качествами. По любопытному совпадению, дело тоже происходило в XIII веке. Но увековечиться посчастливилось брату Джону Кору, тиронскому монаху, жившим в аббатстве Линдорес в Файфе. Считается, что монахи ордена св.Тирона были искусны не только в садоводстве, но и в оригинальной кельтской алхимии брожения. Брат Джон, говорят, был монастырским аптекарем и лекарем, знавшем толк во всяких травках. И судя по всему, настолько хорошо знал свое дело, что золотой напиток ужасно понравился шотландскому королю Якову, ценителю крепких напитков, и его друзьям, и тот – в благодарность или чтоб под рукой был, — определил монаха на важную должность клерка в своем королевском доме.
Впереди были гонения со стороны британской короны, подпольные винокурни, контрабандисты, спонсируемые главами шотландских кланов и придумывающие самые неожиданные тайники (включая транспортировку виски в гробу). И лишь в 1822 году Эдинбург покорил своим виски Георга VI и монарх дал добро на легализацию производства aqua vitae. Британским джентльменам поневоле пришлось забыть, что еще вчера они считали виски «пойлом дикарей». Кстати, «вода жизни» — не фигура речи. Напиток и в самом деле считался целебным. Поначалу его назначали для лечения ряда заболеваний, включая колики, паралич и оспу, и все были уверены: для отменного здоровья стоит пропускать регулярно стаканчик-другой виски. Что вкладывать в понятие регулярности – на совести каждого.
Шотландский историк литературы Дэвид Дайчес, который знает все о писателе Вальтере Скотте, большом ценителе виски, однажды заметил: «Правильное употребление шотландского виски — это больше, чем потворство своим желаниям. Это тост за цивилизацию, дань преемственности культуры, манифест решимости человека использовать ресурсы природы, умение в полной мере насладиться эмоциями».
P.S.: В таком серьезном деле, как употребление виски, шотландцы придерживаются правила пяти S:
1. sight (посмотреть – чтобы оценить цвет и консистенцию),
2. smell (понюхать),
3. swish (посмаковать – пригубив, почувствовать вкус),
4. swallow (проглотить),
5. splash (плеснуть – разбавить водой для полного раскрытия вкуса и аромата).