19 мая на онлайн пресс-конференции Александринский театр презентовал свою новую площадку.
Как отметил Валерий Фокин: «Сезон тяжелый, необычный, странный. Никогда с таким прежде не сталкивались». Но несмотря на это театр жил полноценной жизнью. В режиме онлайн-трансляции состоялась премьера спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер». «Игра актеров в зале без зрителя – зрелище напряженное, — признался Фокин — Хотя опыт все же был удачным».
Также Александринский театр – едва ли не первым из российских театров, — открыл свои архивы и, по словам художественного руководителя Александринки, благодаря этой «интересной ретроспективе» зрители смогли пронаблюдать развитие театра на протяжении многих лет.
На пресс-конференции Валерий Фокин отметил, что, хотя сложившаяся ситуация с уходом живого театра в интернет в силу эпидемии была вынужденной, для Александринского театра она не стала неожиданностью. Ведь задача национального театра, каковым является Александринский, не только сохранение традиций, но и активное освоение новых территорий. И в первую очередь — интернет-пространства. И в этом смысле исторический детектив «Драма на шоссе», созданный в новом формате, символичен.
По признанию Валерия Фокина, еще задолго до пандемической весны он размышлял о возникновении на базе Александринского театра площадки для создания оригинальных проектов, существующих в интерактивном диалоге, «здесь и сейчас». И в 7 часов вечера 26 мая к Основной и Новой сценам театра присоединится Другая сцена с премьерой интерактивного онлайн перформанса «Драма на шоссе» по детективному рассказу Бориса Акунина, написанного специально для Александринского театра. Зрители станут свидетелями и участниками судебного процесса, происходящего в Петербурге в самом начале ХХ века. Коллегия присяжных в реальном времени вынесет свой вердикт по весьма запутанному делу. Будет возможность принять участие в голосовании и у тех, кто следит за перформансом. В числе присяжных, которые будут решать исход дела 26 мая, — актриса Мария Миронова, главный режиссер Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, журналист Алексей Пивоваров, писатель Татьяна Толстая, пианистка Полина Осетинская, историк и журналист Николай Сванидзе.
Вслед за акунинской «Драмой на шоссе» в августе фолловеров Другого театра ждет «Театр у аппарата», «большой сложноустроенный перформанс», по выражению Антона Оконешникова, режиссера этого спектакля. По идее авторов перформанса «зрителю» надо будет позвонить на определенный номер, и путем переговоров на виртуальной АТС договориться о том, какого типа текст его интересует, чтобы в конце концов услышать его в исполнении одного из корифеев Александринского театра. Также состоится мультимедийный онлайн-перформанс и одновременно мастер-класс contemporary-хореографа и танцовщика Владимира Варнавы «Зачем такой танец?». Также планируются Instagram-спектакль «Радио «Свобода»» от режиссера Семёна Серзина и проект «Через час» — своего рода сеанс доверительного разговора в формате документального спектакля, созданный совместно с Городским центром «Контакт», который работает с трудными подростками. Любителям музыки Другой театр обещает «Рейв над городом» — онлайн-концерт на домашней кухне от композитора Даниила Коронкевича, главная мечта которого, по словам самого музыканта, «делать музыку из окружающей реальности, преобразуя ее в новые звуковые ландшафты». Но, пожалуй, на сегодняшний день самым интригующим проектом Другого театра представляется экспериментальный аудиовизуальный перформанс от композитора Андрея Бундина «Микробиом». Как сказал Антон Оконешников, музыкальными инструментами в этом «оркестре» будут специально выращенные микробы. «Надеюсь, российскими учеными», — разрядил живой шуткой виртуальное общение Валерий Фокин.
И хотя новое время и smart-реальность задает, по выражению художественного руководителя Александринского театра, эстетические импульсы для новых художественных идей, не стоит чересчур увлекаться играми с виртуальностью. Возможно, именно «живой актер» сейчас станет самым большим трендом в театре.
Так что немало интересного ждет зрителей «живого театра» и на основной сцене Александринки. Ожидается возвращение Андрия Жолдака, который должен закончить работу над своей версией «Нана» Эмиля Золя. В декабре планируется премьера «Дети солнца» Горького в постановке Николая Рощина. Антон Оконешников, отойдя от онлайн-проектов, должен подготовить «любопытную экскурсию по непарадным — неизвестным или малоизвестным — пространствам театра на площади Островского». Валерий Фокин на пресс-конференции напомнил, что в блокадные дни в стенах театра не только выступали артисты театра Музыкальной комедии, но и работали и жили актеры и сотрудники самой Александринки, которая тогда называлась Пушкинским театром.
И, наконец, новость, с одной стороны печальная для истинных театралов, а с другой – вдохновляющая. Традиционный Александринский фестиваль перенесли на 2021 год. Но как заметил Фокин, «нет худа без добра». 2021 год – юбилейный для театра. И Александринский фестиваль обещает быть более значительным и крупным, чем всегда, чтобы по достоинству отметить 265-летие старейшего русского театра.