14 мая 1909 года.
В столице Российской империи начинает работать такси – в этот день было образовано общество «Санкт-Петербургский таксомотор».
Разглядывая сегодня черно-белые фотографии начала прошлого века, мы как-то не задумываемся, что мир не был таким серым. Представьте себе хотя бы проезжую часть Невского проспекта – яркие красно-желтые вагоны первых трамваев, голубые, белые, зеленые, красные таксомоторы. И это не считая пассажиров в нарядах модных тогда цветов — синего, розового, оливкового, гелиотропного зеленого или, если угодно, цвета зеленого Нила.
Наверное, особенно привередливые дамы, вызывая таксомотор, были озабочены, как их «лук» будет сочетаться с цветом авто. Но вначале у них не было никакого выбора – первые авто марки Ford, вставшие на службу акционерного общества «Санкт-Петербургский таксомотор», были голубого цвета. А те, кого не устраивал небесный колор, могли утешиться видом шоферов, «одетых по-французски». Это вам не ванька с бородой лопатой.
Во главе общества стояли два предприимчивых американца. Конечно, американцы они были так себе: один — уроженец Одессы Самуил Фриде, а второй – его сын Марк. Но главное, они мечтали моторизовать Россию по американскому примеру. Самуил Фриде был очень амбициозен — он направо и налево обещал , что уже в ближайшее время по имперской столице будут бегать 500 его голубых таксомоторов, и, спеша к славе, уже через два года переименовал свою компанию в «Международное Таксомоторное общество».
На самом деле владельцем небольшого таксопарка мог стать фактически любой желающий, если он владел хотя бы одним автомобилем. В Петербурге сразу же развелась уйма «таксомотористов», и, желая выделять свои таксо из общего потока, каждый красил свое в «фирменный» цвет. Машины на прокат пользовались огромным спросом – ну это же так стильно: в любое время дня и ночи снять тяжелую эбонитовую трубку телефона, набрать номер центральной диспетчерской службы и громко сказать: «Алло, алло, девушка, я хочу вызвать таксомотор». И потом поехать к «Кюбу» не на каком-то там извозчике, а на авто марки «гаггенау», ведь именно на «гаггенау» был совершен автопробег через всю Африку! Хотя, конечно, по первоначалу «жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачьим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации», — писал дражайшей супруге один из первых пассажиров таксомотора, купец первой гильдии Мамликов. И тут же добавил: «Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше». Извозчик, шельма, был и честнее стократ. Шоферы, «одетые по-французски» или еще как, умело прикручивали счетчики-таксометры так, чтобы пассажир не мог их увидеть. «Одни счетчики расположены где-то между колесами машины, и, когда вы кончаете поездку, шофер лезет под автомобиль, зажигает спичку, куда-то долго всматривается и, наконец, безапелляционно заявляет, сколько надо платить. Другие счетчики стоят в ногах у шофера, третьи – около руля. Но все они неизменно своим циферблатом обращены в противоположную от пассажира сторону», — возмущался корреспондент журнала «Автомобилист».
Увы, вскоре возмущаться стало нечем – с началом Первой мировой войны много машин поступило на службу действующей армии. А потом революционное лихолетье – и уже стало совсем не до таксо…