5 мая 1921 года.
Коко Шанель представила публике аромат, сразу ставший бестселлером парфюмерии. Конечно, речь о Chanel No. 5.
«Я показываю новый аромат пятого числа пятого месяца года. Поэтому давайте оставим номер, который он носит. Пятерка принесет нам удачу», — сказала Коко Шанель. И не ошиблась. И спустя почти сто лет Chanel No. 5 сохраняет свой культовый статус.
… В 1920 году мадемуазель Шанель в Биаррице познакомилась с одним из «тех самых Романовых», Великим Князем Дмитрием Павловичем. Через некоторое время всем общим знакомым стало очевидно: Коко явно благоволит князю, а он тянется к ней, даром что мадемуазель на 11 лет старше его.
Весь следующий год после знакомства бывшая продавщица из магазина одежды и по совместительству певичка в кабаре и внук русского императора Александра II провели вместе. Впрочем, Коко уже была фэшн-королевой, владелицей успешных бутиков в Париже, Довиле, Биаррице, хозяйкой виллы на юге Франции и роскошного синего роллс-ройса. Так что молодой князь отлично проводил время.
Именно тогда и появились первые и самые знаменитые духи Коко — «Шанель номер пять». Заслуга князя была не том, что он вдохновил мадемуазель, а в том, что он свел ее с Эрнестом Бо, бывшим придворным парфюмером семьи Романовых, который после русской революции подвизался химиком и парфюмером в Грассе. Встреча произошла в нужное время – француженка как раз искала того, кто способен создать аромат, олицетворяющий «новую» женщину. Бо принял вызов Коко. Несколько месяцев работы и наконец, Шанель получила 10 образцов. Она выбрала пятый, в котором уловила аромат свежего белья. Да, просто свежего белья, он ассоциировался у нее с чистотой в монастыре святого Этьена, где она провела детство.
Но Коко не доверилась только собственному носу. Она организовала вечеринку и распылила духи вокруг своего стола. Каждая проходившая мимо женщина останавливалась и интересовалась ароматом. Коко Шанель поняла, что «это было то, чего я ждала» — компромисс между респектабельностью, традиционно выражавшейся в необычных цветочных ароматах, и эротикой, всегда пахнувшей назойливым мускусом или жасмином. Коко продемонстрировала, что современная женщина может быть одновременно и «сексуальной» и «чистой».
Помните, что 4 десятилетия спустя сказала Мэрилин Монро, когда репортер поинтересовался, что она надевает в постель? Всего лишь несколько капель Chanel No. 5