12 апреля 1718 года.
Россия стала родиной яхтинга.
Нет, этот не анекдот и не ура-патриотизм, это чистая правда. Апрельский указ 1718 года назывался витиевато, в духе времени: «О содержании розданных обывателям парусных и гребных судов в исправности и чистоте, о построении на место оных по тому же образцу новых, о выезде всеми на оных судах по данному сигналу для обучения навигации и о наблюдении комиссаром за исправностью содержания судов частными обывателями». На деле это был указ об основании «Потомственного Невского флота» или – «Невской флотилии». С этого дня ведет отсчет история российского яхтинга. Вернее, мирового.
Это, конечно, забавно – Россия, о море спохватившаяся лишь в самом конце 17 века и проморгавшая титаническую борьбу двух морских держав, — Испании и Англии — могла бы считаться родоначальницей парусного спорта. Вполне вероятно, что организаторы Cork Harbour Water Club, появившегося в 1720-м в Великобритании и признанного первым в мире яхт-клубом, вдохновились именно петербургскими водными экзерцициями. Во всяком случае, споры о первенстве ведутся до сих пор. Так кто же прав? Фактически — мы, формально — островитяне. Невская флотилия со своим уставом, собственным флагом, форменной одеждой и четко прописанным этикетом могла бы претендовать на гордое звание зачинательницы яхтинга, если бы членство в ней не было принудительным. А при Петре I, как известно, иначе не бывало.
… Перед многомесячным отъездом из России царь поручил первому губернатору новой российской столицы Александру Меншикову на Васильевском острове прорыть каналы, наподобие амстердамских: чтоб красиво и чтоб хотя бы две барки могли разойтись. Осенью 1717 года Петр Алексеевич вернулся, сел в лодку и отправился инспектировать проделанную работу. Не трудно догадаться, что там, где был замешан Меньшиков, ничего хорошего ждать не приходилось. Так и вышло: каналы оказались чрезвычайно узкими, царь разгневался, кричал «Все испорчено!», но по какой-то необъяснимой причине снова не отправил Меншикова ни в казематы, ни хотя бы в ссылку. А тем временем жители Васильевского острова частенько видели, как царь по часу плавает в шлюпке, с печалью всматриваясь в даль каналов. Не обрадовал царя и выписанный из Парижа архитектор Леблон: «Сир, здесь все надо ломать и заново строить, каналы засыпать и выкопать другие. Больше ничего сделать невозможно». Махнул рукой Петр I на Васильевский остров, неудачные каналы велел засыпать, чтоб не расстраивали, да и перенес центр города на другую стороны Невы.
И как будто в отместку Петр I придумал нелегкую забаву для своих подданных. 12 апреля издал от самый указ, а в мае раздал бесплатно в вечное пользование «девятидесяти лицам и местам» 141 судно на баснословную сумму в 125199 рублей и велел кататься. Можно себе представить, как этому презенту «обрадовались» новоявленные «яхтсмены» – сановники, вельможи, члены Сената, Иностранной Коллегии, насельники Невского монастыря и несколько дам, в том числе князь-игуменья Ржевская — вот уж кто меньше всего был счастлив. Ведь чинить, а по приходе судна в ветхость строить новое владельцам приходилось уже за свой счет.
Но это еще полбеды. Отныне каждое воскресенье («буде же ветер противный, то в первый день после воскресенья, в который удобный ветер будет») новоявленные владельцы яхт обязаны были являться к указанному месту и наслаждаться речными прогулками строго отведенное количество часов: «в мае — по 3.5, в июне – по 4, в июле – по 3.5, в августе – по 3, в сентябре – по 2.5, в октябре – по 2, лавируя фордевиндом для обучения…», как гласил 5-й пункт Указа. Конечно, кто-то пытался сослаться на морскую болезнь, понос и золотуху, но царь был неумолим и за неявку на парусные штудии наказывал штрафом: в первый раз — 3 рубля, во второй — 6, а далее – вдвое. В особо важные дни сумма возрастала еще больше.
В конце концов, к водным прогулкам привыкли, тем более что проходили они под музыку, празднично, да в конце еще и банкет закатывали. Ни одно важное событие в столице, вроде закладки крепости Кронштадт или переноса мощей Александра Невского, не проходило без участия флотилии. Но через 7 лет Петр I умер, а вместе с ним и Невский флот. Возрождение его случилось лишь спустя более чем столетие, в 1846 году.