28 марта 193 года.
Римскому императору Пертинаксу не повезло – его убили. Но это было еще не самое худшее.
Куда как хуже то, что убили его несправедливо.
Имя Пертинакса, в отличие от кровожадных Нерона и Калигулы, сейчас знают только специалисты. А между тем он был, похоже, неплохой парень да еще и self-made man, и это во времена весьма хило работающих социальных лифтов. Папа его был вольноотпущенным рабом и продавцом шерсти, а сам Пертинакс поначалу преподавал грамматику. Но учителям даже тогда платили плохо, и он подался в центурионы. Немного повоевал, поучаствовал в паре заговоров и конце концов был провозглашен императором Римской империи. Неплохой карьерный рост, Наполеону было с кого брать пример.
Пертинакс правил мудро и в согласии с сенатом (что не так уж легко), сократил придворный штат, пытался улучшить финансовое положение империи, сильно подпорченное предыдущим правителем. Выслал из Рима всех доносчиков и, напротив, вернул всех невинно ссыльных. И что в итоге? 66-летний император получил копьем в грудь. А все почему? А потому что преторианским гвардейцам запретили грабить, носить дубинки и избивать простых граждан.
Солдатам показалось, что они вершители судеб отчизны, и выставили на аукцион… должность императора («а что, так можно было?» — удивились все предыдущие заговорщики, убивавшие императоров забесплатно). Лот ушел сенатору Дидию Юлиану, пообещавшему выложить каждому из солдат по 25 тысяч сестерциев, то есть пять годовых окладов. Но через 66 дней и его постигла участь Пертинакса.
Несмотря на скандальность предмета торгов, сама практика проведения аукционов — далеко не новация. История аукционов уходит в далекое прошлое, никто точно не знает, кто, как и зачем их начал. Но сведения о них находят еще за несколько веков до нашей эры. В Китае личные вещи умерших буддийских монахов уходили с молотка еще в 7 веке нашей эры. На пару веков позже, согласно Геродоту, в Вавилоне ежегодно проводились аукционы, на которых лотами были незамужние девицы, жаждавших выйти замуж. Торги начинались с самой красивой барышни и шли по нисходящей, так что родственникам последних приходилось, похоже, еще и доплачивать, чтобы сбыть залежалый товар хоть кому-то.
Сегодня в руках аукциониста – всего лишь молоточек, как у судей. А во времена Римской империи, когда солдаты продавали военные трофеи, в том числе рабов, «магистр аукциониум» втыкал копье в землю и торги начинались. Тогда же были популярны аукционы и для семейных поместий, римский император и философ Марк Аврелий месяцами продавал на аукционах семейную мебель, золотые кубки и украшения, чтобы погасить государственные долги.
Как заметил легендарный аукционист Эдвард Долман, почти 3 десятка лет проработавший в аукционном доме Christie’s: «Наш рынок всегда был движим тремя «Д»: смертью, долгами и разводом (death, debts, divorce). Независимо от того, каково состояние рынка, разводы случаются, люди умирают, а долги должны быть выплачены».