К 2050 году 70% населения Земли будет урбанизировано. И если мы хотим избежать мира, в котором все живут, отгородившись друг от друга стенками своих жилищ-пеналов и VR-шлемов, мегаполисы должны пройти перезагрузку и стать местом не разъединения, а объединения жителей. Мы собрали 10 примеров того, как даже самые «убитые» пространства можно сделать местом, где люди захотят проводить время.
1. ЧАТТАНУГА, штат Теннеси, США
БЫЛО. Депрессивный город, жестко разделенный на буржуазный «белый» и криминальный «черный» районы. В свое время заслужил статус «самого грязного города Америки». За 3 десятка лет его покинуло больше 20% населения.
СТАЛО. Город переживает бум предпринимательства, его население возвращается. Каждый октябрь в Чаттанугу туристы отовсюду съезжаются на различные ивенты и в том числе на фестиваль дегустации вин на висячем мосту Уолнат-Стрит. Сердце (вернее, мотор) Чаттануги – инновационный Edney Center, жизнь которого сосредоточена на ключевых ценностях: образовании, культуре, истории, общественной жизни. «Чаттануга – город творцов, – заметил как-то его мэр, – мы гордимся нашей репутацией строителей красивых, привлекательных мест для людей».
2. НЮХАВН, Копенгаген, Дания
БЫЛО. То, что в начале 19 века на этом канале жил Ганс-Христиан Андерсен, не спасало район от дурной репутации, которую он заслужил благодаря заведениям, украшенным красными фонарями, захудалым барам и тату-салонам.
СТАЛО. О прошлом напоминает лишь сохранившийся (видимо, для пикантности) один стрип-клуб. В остальном здесь все благочинно и расслабленно – милые кафе, рестораны. Никаких машин, зато на воде мерно покачиваются красивые лодки. Окруженный разноцветными зданиями, канал притягивает своим каким-то домашним уютом.
3. ПОРТСМУТ-СКВЕР, Сан-Франциско, США
БЫЛО. В 19 веке эта площадь была средоточием политической и гражданской жизни города. Пока иммигранты из Поднебесной не организовали рядом Чайнатаун – тысячи и тысячи бедных китайцев жили в однокомнатных квартирах с общим туалетом в конце коридора.
СТАЛО. Жилищный вопрос решить сложно, ситуацию спасает общественное пространство – Портсмут-сквер. Открытые лужайки используются для занятий традиционными боевыми искусства, впрочем, там можно устроить и пикник. По всей площади расположены китайские шахматные столы. Детей и любителей искусства притягивает художественная инсталляция и игровая конструкция Tot Lot – шесть животных из китайского зодиака. Послушать китайских музыкантов приходят не только любопытные туристы, но и жители других районов Сан-Франциско.
4. ПЕРТ, Австралия
БЫЛО. Казалось бы, центр столицы Западной Австралии мог похвастать сосредоточием культурных институций: художественной галереей, театром «Голубая комната», Институтом современного искусства, Институтом кино и телевидения. Но долгие годы пространство, окруженное безликими неприветливыми зданиями, не притягивало жителей Перта.
СТАЛО. Центр процветает как культовое место города. Реновацию начали с малого – поставили скамейки и организовали навесы, дающие тень, установили гигантский экран, на который проецируют фильмы и digital-art. Затем организовали игровое пространство, а вместо парковки разбили сад. Институт современного искусства вынес свои экспозиции за пределы стен здания. И, наконец, здесь проходит Международный фестиваль искусств Перта и альтернативный независимый фестиваль Fringe World.
5. МОНКЛЕР, Нью-Джерси
БЫЛО. Милый уютный городок в 12 милях от Нью-Йорка был и остается одним из самых респектабельных таунов, где проживает немало статусных людей от бьюти-магната Бобби Браун до Стивена Спилберга. Но и там бывает недогляд — жесткий трафик на пересечении Лесной и Каштановой улиц заставлял нервничать родителей, отправлявших своих детей в школы в квартале от перекрестка.
СТАЛО. «Улица – место для людей, а не для скоростных автомобилей» — с этим посылом первокурсница средней школы Хейли Уинстед предложила согражданам нарисовать фреску на асфальте, которая объединила бы обе дороги. Идея проекта «лоскутное одеяло на улице Монтклер» быстро набрала обороты, и в один прекрасный августовский день больше сотни добровольцев, вооружившись красками и кистями, под живую музыку расписали асфальт. Свою миссию Хейли Уинстед выполнила – яркие цвета фрески заставляют автомобили притормаживать. Но «лоскутное одеяло» объединило не только дороги, но и жителей района.
6. ALLEY OOP, Ванкувер, Канада
БЫЛО. На этот проходной, «никакой» переулок в деловом центре города никто не обращал внимания.
СТАЛО. Однажды переулок переосмыслили. Раскрасили яркой краской, повесили баскетбольные кольца и лампы-шары, расставили скамейки и стулья. В итоге получилось эффектное место, где студенты и «белые воротнички» могут размяться во время обеденного перерыва – потренировать штрафные броски или заняться ничегонеделаньем, потрепаться или устроить фотоссесию. Вчерашний невзрачный переулок теперь называют иконой прогрессивности Ванкувера и символом разнообразия в деловом районе. Со временем ванкуверцы планируют создать целую сеть таких пространств, каждое из которых обладало бы собственной идентичностью.
7. VIA DELLA VIOLA, Перуджа, Италия
БЫЛО. До недавнего времени эта узенькая улочка, несмотря на музыкально-цветочное название (переводится как «Улица Виолы» или «Улица Фиалки»), ассоциировалась исключительно с темными временами. Нечаянно забредших чужаков отпугивал известный своими потасовками бар.
СТАЛО. Несколько лет назад группа студентов и активистов из местных обратились к общественности с вопросом: «Доколе и что делать?». В итоге бар закрыли, а улицу отдали на откуп художникам. Теперь, вдыхая аромат свежей выпечки, можно часами прогуливаться по Via della Viola, разглядывая стены, увешанные картинами и раскрашенные граффити. Не оставят равнодушными и всевозможные инсталляции от местных умельцев. Кроме того, теперь на этой маленькой старинной улице проходит фестиваль уличных художников ALCHEMIKA, где право выступить получают уличные актеры, цирковые артисты, поэты и музыканты.
8. ЗАРЯДЬЕ, Москва
БЫЛО. Легендарная гостиница «Россия», несколько десятилетий она была символом столицы, как Красная площадь и Кремль. Остановиться в «России» было мечтой советского человека, ведь это значило не только прочувствовать европейский комфорт, но и приблизиться к знаменитым постояльцам, вроде Джорджа Буша-старшего и Майка Тайсона. Но после перестройки «Россия» потеряла всякий лоск, прославилась как место бандитских разборок, а в люксовых номерах поселились уже другие знаменитости – криминальные авторитеты. После скандального убийства директора гостиницы в январе 1998 года судьба ее была предрешена. Не спасло положение и то, что в свое время гостиницу включили в Книгу рекордов Гинесса. В 2006 году «Россию» снесли.
СТАЛО. На месте элитного отеля решили создать максимально демократичное пространство – так к 870-летию Москвы появился парк «Зарядье». Проект, разработанный американским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro, многие называют сложнейшим урбанистическим проектом современности, «выставкой» инноваций. Гостям парка и в самом деле есть чему удивляться. Здесь и подземная оранжерея «Флорариум» для выращивания растений без почвы, и «Стеклянная кора» — крупнейшая в мире свето-прозрачная конструкция без ограждающих стен, и инсталляция-лабиринт «Ледяная пещера», в которой можно представить себя Каем в чертогах Снежной Королевы. И, наконец, уникальный «Парящий мост», с которого открывается потрясающий вид на Кремль и Кремлевскую набережную.
9. БРАЙАНТ-ПАРК, Нью-Йорк
БЫЛО. Долгие годы приличные люди обходили стороной это место на Манхэттене, получившее прозвище «Нидл-парк»*, здесь коротали свой недолгий век драг-дилеры, проститутки и бездомные.
СТАЛО. Группа состоятельных нью-йоркцев организовала некоммерческий фонд по реновации парка. В принципе ничего необычного – смыли граффити, восстановили газон, починили дорожки, расставили стулья, организовали киоски со стрит-фудом и мороженым. Появился шахматный клуб, где можно арендовать шахматы, чтобы поиграть на свежем воздухе. Сегодня Брайант-парк считается настоящим украшением Манхэттена.
10. СТАРЫЙ ПОРТ, Марсель, Франция
БЫЛО. Естественная гавань города, самая большая в Европе. Это точка отсчета Марселя и его сердце. Рыбный рынок, красивейший закат и начало экскурсии к легендарному замку Иф – на первый взгляд, со Старым портом все было совсем неплохо. На деле же он пришел в упадок: помещения яхт-клубов блокировали доступ к 80% его площади, автомобильный трафик зашкаливало (почти 3 тысячи авто в час пик). В конце концов отцы города утвердили бюджет в размере 45 миллионов евро на реконструкцию порта. «Нам нужно было привести Марсель в 21-й век», — заявил мэр города Жан-Клод Годен. Выполнить миссию взялись французский ландшафтный дизайнер Мишель Девинь и британский архитектор Норман Фостер.
СТАЛО. Первым делом изменения оценили пешеходы – теперь им доступно более 60% площади. Пристани порта превращены в рекреационные зоны. Гавань облицевали гранитом. Впереди еще озеленение Старого порта. Идея Девиня — превратить все военные формы и площадки в огромный парк, где каждый мог бы отдохнуть среди буйства средиземноморской природы в самом центре города.
«Общественные места – это ключевой элемент благосостояния индивида и общества, места коллективной жизни сообщества, выражение разнообразия совместного природного и культурного богатства и основ идентичности». («Хартия общественного пространства», принятая в 2014 году).