skip to Main Content
День влюбленных. В велосипед

Да, на улице еще не тепло. Но это не значит, что надо отказываться от езды на велосипеде, стать вновь зависимым от непредсказуемого транспорта и пробок. В конце концов, какая разница, выйти зимой на прогулку на своих своих или с верным железным конем. Как говорят жители Оулу, столицы северной Финляндии, «зимой главное — тепло одеться и оборудовать велосипед фарой и светоотражателями». Это же так просто. В этом стоит убедиться, присоединившись 14 февраля к тем, кто круглый год ездит на работу (в школу, в кафе или просто для развлечения) на велосипеде. Приятным бонусом для поклонников альтернативного транспорта станет подарок от супермаркета PRISMA – банка брусничного варенья, которую можно будет получить в течение дня, назвав на кассе пароль «На работу на велосипеде».
Поддержка финского супермаркета более чем уместна – в Суоми велосипедистам раздолье. Финляндию называют страной тысячи озер, но это еще и страна тысячи дорог. И велодорожек. Они есть во всех городах, и крупных, и малых, по которым катят и летом, и зимой.

Под сетью EuroVelo

Старушка Европа вся опутана велосипедными маршрутами. Если конкретно, то их 19, и они на любой вкус: от милой прогулки в тысячу километров по Средиземноморскому побережью Франции вдоль Женевского озера, лавандовых полей Прованса до «дороги паломников» длиной 5 с половиной тысяч километров. А еще есть маршрут № 13, протяженностью почти 10 тысяч километров, он соединяет Баренцево море с Черным, и носит хлесткое название «Железный занавес», в память о полувековом разделении Европы на Восток и Запад. Если оставить в сторону идеологию, то путешествие по этой трассе – уникальная возможность полюбоваться не только уютными красотами Баварии и Чехии, но и суровыми и одновременно завораживающими пейзажами Лапландии. Но есть места – и не только в Европе, – где велосипедисту особенно рады.



АМСТЕРДАМ, Голландия

Голландия – страна тюльпанов, ветряных мельниц и велосипедов. В столице страны велосипед и вовсе это культ, религия и образ жизни. Принцесса Нидерландов ездить в школу на велосипеде. И этим все сказано.
Ежедневно на улицы города выезжает до полумиллиона велосипедистов. Специально для этого в городе оборудовано более 400 км выделенных велотрасс.
В Амстердаме установлены специальные светофоры для велосипедистов.
На велосипеде можно ехать прямо из аэропорта Амстердама – только спустились с трапа, и тут же отличные велодорожки, каналы, поля…
По статистике на каждого человека в Голландии приходится по два велосипеда. Обычно один байк старый, неприглядный, ночует на улице. Не так жалко, если неведомые граждане разберут на запчасти. Или просто украдут – ежедневно в Амстердаме угоняют несколько тысяч велосипедов (воруют, как правило, в два захода: некто А перекусывает велосипедную цепь кусачками и уходит, некто B приходит через некоторое время и как ни в чем не бывало, уезжает на похищенном двухколесном коне).
В Амстердаме есть традиция выкидывать старые велосипеды в каналы. В городе существует специальная служба, которая периодически вытаскивает со дна реки ржавый хлам – аж до 15 тысяч байков в год.
Распространены многоуровневые велосипедные парковки. Одна из таких – крупнейшая стоянка в Европе Fietsflat (название можно перевести как «велосипедная квартира» или даже «велосипедная равнина»). Здесь размещается более чем 2500 двухколесных машин. Отсюда глобальная проблема – в лабиринте из тысяч похожих моделей нелегко опознать своего стального коня.
Распространен такой велосипедный способ передвижения, как bike taxi.



ГРОНИНГЕН, Голландия

Это своего рода велосипедная столица самой велосипедной европейской страны – более 50% всех ежедневных поездок здесь совершаются на велосипеде. В центре показатель еще выше – 60%. Объясняется легко – многие центральные улицы попросту закрыты для другого транспорта. В поездках в учебные заведения доля велотранспорта превышает 70% и это тоже легко объясняется – основные жители города это молодежь от 20 до 24 лет.
На въезде в город муниципалитет строит перехватывающие парковки «Park and Bike», где автомобилистам предоставляют возможность оставить машину, взять на прокат велосипед и въехать в Гронинген на экологически чистом транспорте.
На среднестатистическую семью в Гронингене приходится 3,1 велосипедов. Дети здесь садятся за руль велосипеда с младенчества. Во всех начальных школах учат понимать устройство городского траффика.
Часто велосипеды даже не привязывают к стационарным средствам опоры, а попросту бросают где попало, что порой вызывает жалобы пешеходов: мол, велосипеды уж слишком доминируют в городе.
Светофоры оборудованы датчиками влаги для обеспечения приоритета велотранспорту в плохую погоду, На многих улицах велосипедные дорожки подогреваются, чтобы в осенне-зимний период на них не образовывался лед, и быстрее высыхала влага.
Любой девелоперский проект в Гронингене не может быть одобрен без тщательного анализа «велосипедной обстановки».



КОПЕНГАГЕН, Дания

Почти у каждого жителя Копенгагена есть свой велосипед. Туристам и «безлошадным» горожанам доступно порядка 2 000 центров проката байков.
В городе 400 км велосипедных дорожек – можно пересечь город из одной края в другой, практически не выезжая за пределы велосипедной дорожки. Велосипедные полосы есть даже на тесных улицах центра города. Правда, велосипедистам нельзя заезжать в пешеходный квартал Стрёгет.
Велодорожки копенгагенские не просто обозначены на проезжей части разметкой, но и приподняты на 5-10 сантиметров. Говорят, что каждый раз, когда прокладывают велодорожку, приподнятую над проезжей частью, количество велосипедистов в районе увеличивается на 20%.
Стандартная ширина велодорожки – 2.5 метров. Так что в них легко вписываются трехколесные «семейные» байки.
Зимой копенгагенские велодорожки расчищают раньше, чем автомобильные, так что велосипедное движение не прекращается круглый год
Столица Дании может похвастать дизайнерским веломостом Сюкльсланген, который из-за своей извилистой формы получил название «велосипедная змея». Это металлическая конструкция с ярким дорожным покрытием оранжевого цвета и подсветкой – чтобы движение по мосту даже ночью было максимально комфортным.



КЕМБРИДЖ, Великобритания

У всех этот маленьких уютный город ассоциируется в первую очередь с престижной учебой, для продвинутых с Исааком Ньютоном, который профессорствовал в кембриджском университете, одном из старейших в мире. Но этот академический городок также известен и как велосипедная столица Королевства – здесь почти у каждого жителя (от студента до ректора университета) есть свой личный велосипед.
Власти города внедряют защищенные велосипедные дорожки, но кажется, в этом нет большой нужды – узкие викторианские улочки по определению куда более лояльны к велосипедам, нежели авто.
Подержанными велосипедами торгуют на каждом углу.
Но и воруют на каждом углу – кембриджская полиция утверждает, что треть своего времени посвящает поиску украденных велосипедов. И это там, где воспитывается будущее нации!

МОНРЕАЛЬ, Канада

Несмотря на холмистый рельеф и зиму со снегом, Монреаль обладает статусом главной велостолицей Северной Америки. Сюда устремляются велосипедисты со всей Канады и США.
Протяжённость отдельных велосипедных дорожек составляет около 600 км.
Администрация города легко (ну или не очень) выделяет астрономические цифры в сотни миллионов долларов на модернизацию велосипедных дорожек и создание велосипедных парковок.
Своим подъемом велокультура Монреаля обязана: а) нефтяному кризису; б) сообществу «Мир велосипеда», куда главным образом входили артисты и анархисты. В честь одной из активисток сообщества Клэр Мориссетт назван главный маршрут через центр города.
Это первый город, в котором был организован муниципальный прокат велосипедов Bixi (от слов «велосипед» и «такси»).
Традиционно в конце мая — начале июня в течение 10 дней (и ночей) проходит велосипедный фестиваль. До 30 тысяч человек седлают своих железных коней, чтобы принять участие в массовом заезде с маршрутами от 30 до 100 километров.



БАЗЕЛЬ, Швейцария

Все улицы этого, третьего по величине в Швейцарии и чрезвычайно живописного города на берегу Рейна включают левую полосу, которая является неприкосновенной и предназначена исключительно для велосипедистов.
Даже лица с ограниченными возможностями могут воспользоваться прокатом специальных велосипедов.
Многочисленные велосипедные дорожки города оборудованы собственными знаками велосипедного движения. Для велосипедистов выпускаются дорожные карты
Бампер байка любого законопослушного швейцарца украшен тремя наклейками – это свидетельство обязательного страхования двухколесной машины.
В Базеле функционирует велосипедно-курьерская почта.
Базель – один из пунктов знаменитой рейнской велосипедной дорожки (вдоль Рейна велосипедисты путешествовали с начала 19 века)
В вело-бутике «Single Speed Bicycles» продаются уникальные «ретро-велосипеды» – вполне современные машины, но визуально оформленные в старинном стиле.



ПЕКИН, Китай

В Пекине зарегистрировано 11 миллионов велосипедов (на 21 миллион жителей). И хотя велосипед пришел в Китай из Европы, еще 30 лет назад основным транспортным средством в Пекине был именно велосипед. Тогда Китай называли «царством велосипедов». Сейчас двухколесный транспорт вновь возвращает утраченные позиции. Не случайно в Поднебесной родилась шутка: «Китайский ребенок рождается сидящим на велосипеде».
Любовь китайцев к велосипедам так велика, что они продают их в виде игрушек-сувениров.
Работает принцип «последней мили» – жители Пекина традиционно доезжают на велосипеде до ближайшего метро и ставят его на стоянку. Там машина стоит целый день, и никто на нее не покушается.
Велодорожки в Пекине – шириной с целую полосу. Но по ней ездят также мотоциклы. Еще нюанс: китайцы не очень любят соблюдать правила дорожного движения.
Велорикши — один из элементов пекинской экзотики. В основном, они обслуживают короткие участки, соединяющие различные достопримечательности с метро.

ТРОНХЕЙМ, Норвегия

В Норвегии велосипедом, по статистике, пользуется около 90% населения страны. Первенство же держит Тронхейм, город, находящийся всего в 500 километрах от Северного Полярного круга. Город своим фактом утверждает: настоящему велопоклоннику снег не помеха.
В Тронхейме нет бросающихся в глаза велосипедных дорожек или отдельных светофоров, как, например, в Амстердаме, зато норвежский город знаменит своим первым и на данный момент единственным в мире лифт для велосипедов, который работает по принципу эскалатора.
Старые велосипеды часто используют как оригинальные декоративные элементы.



АЛЬМЕТЬЕВСК, Россия

Самый велодружественный город в России. Идея мэра города Айрата Хайруллина пересадить на велосипеды жителей Альметьевска родилась вовсе не из-за бедственного финансового положения горожан – ВВП на душу населения нефтяной столицы превышает среднероссийский в два раза. Главой города движет, с одной стороны, амбициозная идея создать золотой стандарт российского велогорода, с другой, очень личная – превратить Альметьевск в город, где ему будет не страшно отпустить своего сына в школу на велосипеде.
Единственный город в России, где есть сеть велосипедных дорожек в датском стиле: велодорожки отделены от проезжей части, оборудованы светофорами, есть парковки и даже специальные урны для велосипедистов, в которые удобно бросать мусор на ходу.
Отдельное внимание уделяется зимнему периоду – климат в Татарстане гораздо суровее московского. Создатели проекта опираются на опыт финского города Оулу, в котором до 40% жителей и зимой передвигаются на велосипеде.


Ольга Машкова

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

День влюбленных. В велосипед

Back To Top