Кажется, появилась надежда, что фильм по роману Евгения Водолазкина «Авиатор» все-таки будет снят. Режиссерское кресло поделят братья Олег и Владимир Пресняковы.
На роман о человеке с амнезией, пытающемся восстановить события из своей жизни, которые относятся к началу ХХ века, кинематографисты глаз положили давно. Года четыре назад анонсировался запуск, причем не где-нибудь, а на площадке Международного культурного форума. Но не сложилось. К вопросу вернулись осенью 2019 года. С тем же успехом.
Главное, писатель все это время упорно отнекивался от всякой возможности соучастия в кинопроцессе: мол, бога ради, экранизируйте, только без меня, на то есть крутые профессионалы, вроде Юрия Арабова, того самого, который написал сценарии к тетралогии Александра Сокурова о власти («Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»), к «Юрьеву дню» Кирилла Серебренникова, к «Орде» Андрея Прошкина. «Я уже все сказал в книге, мне добавить нечего», — убеждал всех Евгений Водолазкин. Исключение писатель, который, как известно, еще и доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, ученик Дмитрия Лихачева готов был сделать только для средневекового жития в постмодернистском стиле «Лавр».
Братьям Пресняковым («Изображая жертву», «День Д», «Европа-Азия») все же удалось переменить позицию писателя, хотя и взялись не за «Лавра», а за «Авиатора», отчасти родившемся из работы Евгения Водолазкина над альбомом о Соловках «Часть суши, окруженная небом» и посвященном «несчастью», двум революциям, расколовшим историю Россию на «до» и «после».
«Сыграло роль, что я буду работать над сценарием не один. Опыт общения с Олегом и Владимиром убедил меня, что наши векторы совпадают, — говорит Евгений Водолазкин. – Мы сразу же нашли общий язык, и у нас сложились дружеские отношения. Мы настроены на одну волну, а в таких случаях это очень важно». Хотя о референсах пока речь не идет, да, пожалуй, и не должна – «Авиатор» достоин собственного языка и стиля, без оглядки на прошлое, все же писатель называет ориентир – «Сталкер» Андрея Тарковского.
По словам Олега и Владимира Пресняковых, для них самое волнующее в романе, для героя которого единственной опорой в преодолении беспамятства становятся звуки, запахи, неявные образы – это атмосфера. «Та атмосфера, которая вовлекает героя, Иннокентия Платонова, в особый режим жизни, где на первый план выходят духовные задачи. Делается это изысканно просто: герой, который уже однажды практически умер и вдруг получил возможность прожить ещё одну жизнь, забрасывается не просто в иную историческую эпоху, – он попадает в реальность, где всякая возможность что-то почувствовать или подумать связана с осознанностью механизма памяти», – рассказывают Олег и Владимир Пресняковы.
Предполагается, что съемки стартуют в сентябре 2021 года, а сам фильм выйдет на экраны во второй половине 2022 года. Так что теперь стоит гадать, кто же станет Иннокентием Платоновым… И, да, дожидаться, наконец, «Лавра»…
Екатерина Юрьева