Под занавес 2020 года Театр музыкальной комедии выпустил масштабный проект – знаменитый мюзикл «Мисс Сайгон» К.-М. Шёнберга. Одна из двух исполнительниц главной роли в сложной лицензионной постановке, каждая составляющая которой с пристрастием утверждалась британскими правообладателями, – Алия Агадилова. Для нее эта премьера стала дебютом на профессиональной сцене. Мы решили поближе познакомиться с вокалисткой, которая, хочется надеяться, может стать звездой мюзиклов.
Мечта о Мулан
Алия, поделитесь, пожалуйста, ощущениями – каково это, начать с такого сложного старта?
Это правда: работа в «Мисс Сайгон» стала для меня первым опытом в актерской профессии. Скажу честно: мысли стать актрисой у меня никогда не было, хотя я пою с пяти лет, и у меня профессиональное вокальное образование(Алия окончила Музыкальный колледж Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по специальности «эстрадно-джазовый вокал» — ред.). У себя на родине, в Хакассии, и позднее, уже в Петербурге я пела в разных группах и даже сольно. Но в основном это была эстрадная музыка. А о мюзикле и не мечтала – в Хакассии не было возможности увидеть такой проект на сцене. Хотя мне очень нравится этот жанр.
Ваша семья связана с музыкой?
Нет, совершенно. Многие из моих родных очень музыкальны, но никто не ставил перед собой цель перевести природные данные в профессию. Я первая. Благодаря маме я начала заниматься в вокальной студии. Мама – хакаска, и, конечно, в какой-то момент я тоже начала петь на хакасском языке, пользуясь переводом и заучивая песни «на слух».
В таком случае, поделитесь, на какой музыке вы выросли?
В студиях пела эстрадные и национальные песни. В школе я немного стеснялась признаваться в своих музыкальных пристрастиях. Мне казалось, что я люблю скучную музыку, – произнести имя Барбары Стрейзанд в кругу сверстников было неловко. А когда подросла, все встало на свои места. Мне очень нравится Лиа Мишель, я увидела ее впервые в сериале «Хор» (оригинальное название «Glee» — ред.). Это сериал-мюзикл, в котором рассказана история подростков, которые занимаются в школьном хоре. Я смотрела, как эти ребята, мои сверстники, мечтали о Бродвее, и мысленно была с ними. Много слушала Эллу Фитцджеральд и Билли Холлидей, Натали Коул, Майкла Бубле. Потом переключилась на соул: Стиви Уандер, Брайан Макнайт. Сегодня мне нравится Саттон Фостер, – она просто невероятная: потрясающе танцует, причем танцует степ! У нее комедийный дар, и она эмоционально очень гибкая, умеет быстро переключаться из одного состояния в другое. А еще я обожаю музыкальные диснеевские сказки – это просто моя любовь! Мечтаю когда-нибудь озвучить один из них.
Вы могли бы сыграть Мулан из одноименного мультфильма.
Да, если такой спектакль соберутся поставить на сцене, обязательно приму участие в кастинге!
В ожидании перемен
До выхода в премьере Театра музыкальной комедии вам пришлось принять участие в кастинге, – практически все артисты мюзикла постоянно посещают такие мероприятия в надежде попасть в проект. Сложно ли было соперничать с профессионалами?
Должна признаться, что к моменту кастинга, в ходе которого уже были определены исполнители почти всех ролей, кроме центральной, я три года практически не притрагивалась к нотам. В 22 года решила, что музыка – не мое. Главная мысль была такая: чем я лучше других – мало ли кто поет? И я начала пробовать себя в разных сферах, осваивать совершенно далекие от музыки профессии… Спустя несколько лет такой жизни я совершенно растерялась и чувствовала себя абсолютно несчастной. И именно в этот момент раздался телефонный звонок, и моя подруга, актриса Алиса Кокова рассказала, что передала мои фотографии и запись видео на кастинг нового проекта в Театре музкомедии. Все, что от меня требовалось, – подготовить музыкальный номер и показать, на что я способна. В театре в ожидании своей очереди я услышала, какой сложный материал исполняют другие участники, и, мягко говоря, мне стало не по себе. Но cразу после показа режиссер Корнелиус Балтус попросил меня прийти повторно – это стало знаком, что грядут перемены, но окончательно осознала я это не сразу. Даже когда мне объявили, что утверждена, не верила, что все получилось, что меня выбрали.
Как изменилась ваша жизнь с началом репетиций, предшествовавших премьере проекта?
Очень на руку оказался объявленный локдаун. Для подготовки появилось много времени, которое я использовала по максимуму. Начала заниматься актерским мастерством, нарабатывала выносливость, ввела в ежедневное расписание вокальные занятия, – пришлось наверстывать все, что пропустила за последние годы… Я безмерно благодарна за все, что для меня сделал музыкальный руководитель постановки Алексей Валерьевич Нефедов. Его уроки очень много дали мне и в смысле музыкальной фразировки, и в других профессиональных вопросах. От меня требовалось только ловить и впитывать огромный поток информации и знаний. Серьезную поддержку оказали Корнелиус и его ассистенты-режиссеры. То же самое могу сказать про старших товарищей – коллег-артистов. В первый день, когда нас распределили по гримеркам, я не верила самой себе, что оказалась рядом с Еленой Газаевой и Наталией Диевской! Они были и остаются для меня суперпрофессионалами! А Лена точными замечаниями и советами серьезно помогла мне в актерском плане. Я очень благодарна ей за эту неожиданную опору. Вообще должна сказать, что у нас в спектакле сложился очень крутой коллектив!
Помощь Ларса фон Триера
Расскажите, пожалуйста, как готовились к роли. Близка ли вам история этой девушки?
Для начала я посмотрела несколько фильмов о войне во Вьетнаме – таких, например, как «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Копполы. Но когда прочитала либретто, некоторые поступки Ким вызвали у меня вопросы. И главный – почему она расстается с жизнью? Я считала, что она поступила эгоистично: убила себя из любви к Крису, потому что не может быть с ним. После долгих размышлений я пришла к мысли, что моя героиня – восточная женщина. Для нее мужчина важнее ребенка. Это соответствует и философии моего народа. Но Ким несла свою любовь к мужчине сквозь призму материнства, чего я, несмотря на мою любовь к детям, пока еще не испытала на своем опыте. Все расставила для меня по местам картина Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», которую я посмотрела во время локдауна. Я увидела, как женщина положила всю свою жизнь на то, чтобы ее ребенок избежал угрозы навсегда остаться инвалидом, и поняла свою Ким. Но, конечно, для меня важна и романтическая составляющая ее чувства к Крису.
Сегодня, спустя три месяца после премьеры, как оцениваете свою дальнейшую профессиональную перспективу?
Я очень четко понимаю, что мне точно есть куда расти в профессиональном плане. Если говорить о «Мисс Сайгон», то только сейчас могу с уверенностью утверждать, что «уложила» в себя материал на сто процентов: разбуди ночью – спою. Конечно, мне хотелось бы продолжить общение с театром. Понемногу расширяю свой вокальный кругозор в этом жанре. Благодаря этому опыту я окончательно убедилась, что мой стержень – музыка и голос.
Чувствуете ли вы границы своих возможностей в связи с особенностями внешности?
В определенном смысле да, я понимаю, что выгляжу иначе, чем предполагается по той или иной роли. Но я все равно буду пробовать себя на других кастингах. Мало ли что…
Немного о личном
Мюзикл – очень энергозатратный жанр, а особенность проекта «Мисс Сайгон» еще и в эмоциональной нагрузке. Как восстанавливаетесь после спектакля?
Некоторое время назад начала практиковать медитации. Много внимания уделяю занятиям гимнастикой – преимущественно растяжке. Вообще я очень люблю утро, встаю рано и спокойно, в своем темпе, делаю необходимые упражнения, люблю гулять – обожаю ходить пешком.
Ваши родные были на премьере?
К сожалению, нет. Мамы уже нет с нами, а отец вряд ли сможет приехать в Петербург в силу возраста. Старшие братья надеются побывать на спектакле, но у них большие семьи, и сделать это не так просто.
Вы росли младшим ребенком в семье. Чувствовали ли свое привилегированное положение?
Нет, я не избалованный ребенок. Но благодаря старшим братьям всегда чувствовала себя под защитой. И в то же время могу сказать, что я очень ценю ощущение свободы. Когда понимаю, что меня пытаются поместить в какие-то рамки, во мне рождается протест. И это относится и к личным взаимоотношениям: подчиняться – не обо мне.
Вы решительно меняете обстоятельства своей жизни, можете ли сказать, что «сами себя сделали»?
Во мне действительно есть эта черта: рубануть с плеча, а потом разбираться. Но сказать, что я себя сделала, пока не могу, работа еще продолжается. Кроме того, многим, чего я сегодня достигла, я обязана тем, кто вложил в меня свои силы и душу: маме, педагогам, людям, которые смогли разглядеть во мне что-то и дали шанс. Я легко отношусь к жизненным трудностям и считаю, раз они возникли, значит, я могу с ними справиться, и они для чего-то мне посланы. Мне интересен путь.
P.S.: Ближайшие показы «Мисс Сайгон» — с 22 по 25 апреля.
Дина Калинина
Фотографии предоставлены пресс-службой театра