В Центре Современного искусства им. С.Курехина на Лиговском проспекте 18 марта откроется выставка, на которой Иван Плющ, один из самых заметных художников российского арт-пространства, продемонстрирует превращение реального мира в цифровой на примере одного из самых тривиальных объектов — стула. Sit down, please!
С начала марта в Мраморном дворце стартует выставка «Поколение 30-летних», своеобразный ликбез для тех, кто плохо знаком с игроками петербургской арт-сцены, которые родились в доцифровую эпоху и оттого пытаются сжиться с виртуализацией реальности. В числе четырех десятков участников этой коллаборации – и Иван Плющ со своими психоделическими грезами о бессмертии, хотя он родился и вовсе в советском 1981 году и с миллениалами плохо коррелируется. Но это уже дело кураторов выставки в Мраморном дворце. А вот в Центре Современного искусства им. Курехина развернется персональный мульти-проект Плюща «После всего / После всех. Часть 1. После стула». Инсталляции, живописные работы, графика, скульптуры, видео и фотографии. По аннотации «разномедийность проекта вызвана желанием максимально разнообразно показать визуальную эстетику, связанную с искусственным интеллектом: от видео, создаваемых нейронной сетью, до живописи, где художник превращает искусственные образы в медиа».
Забавно, что главный объект – стул. Забавно, потому что года два назад на статусной Миланской выставке дизайна главной фишкой был первый стул, разработанный с помощью искусственного интеллекта под шефством Филиппа Старка, который однажды решил поставить задачу ИИ: «Заставить наше тело отдыхать, используя для этого минимальные затраты. Искусственный разум, не ограниченный ни культурой, ни воспоминаниями, ни каким-либо влиянием, нашел свое решение. Так родилась модель стула А.I. – первое кресло, разработанное без внедрения человеческого разума, вне наших привычек и того, как мы привыкли думать». Получилось нечто, отчаянно напоминающее садовый пластиковый стул и, в то же время, интригующее: машинный мозг воспроизвел едва ли не переплетние ветвей дерева, как будто и для него природа – главный источник вдохновения…
Иван Плющ для своего проекта тоже взял в соавторы то, что принято называть «искусственным интеллектом» — «генеративно-состязательную нейронную сеть GAN2». Свои выводы об окружающем мире сеть делает на основе информации, которую загружает в неё автор, и только «дата-сет», собранный художником, служит базой для создания образа. Если «смарт-стул» Филиппа Старка – чисто коммерческая инновация, то в проекте Плюща изображения окружающих нас вещей, «пережеванные» нейросетью и выданные как максимально абстрактные и отстраненные «понятия» – повод для размышлений об экзистенциальном существовании современного человека в реальностях, где все вещи, от обыденного стула до арт-объекта, превращаются в своих цифровых двойников.
Выставка открыта в Центре Современного искусства им. С.Курехина (Лиговский пр., 73). С 18 марта до 17 апреля.
Ольга Машкова