В Эрарте открылась выставка, посвященная женской красоте. В том, что звезде «Титаника» Кейт Уинслет идут морщины, а мощная теннисистка Серена Уильямс тоже по-своему прекрасна, убедилась Екатерина Юрьева, одной из первых попав на выставку «2017. Pirelli Calendar by Peter Lindbergh and more…».
Забавно, конечно, что корпоративный мерч от итальянского производителя шин Pirelli стал легендой. В середине 60-х Pirelli сделали отличный маркетинговый ход, сыграв на традиции дальнобойщиков украшать салоны своих фур пин-ап или просто сексуальными постерами. Дальнобойщики остались со своими плакатами – календари Pirelli, создаваемые звездными фотографами модной индустрии, доступны лишь 20 тысячам избранных. Статусный подарок на рождество из гламурного рекламного альбома, воспевающего шины Pirelli и женскую чувственность, быстро превратился в отражение меняющегося взгляда на женщину.
Выставка в Эрарте акцентирована на фотосессии немецкого художника Питера Линдберга, сделанной им для календаря Pirelli-2017. Огромные неотретушированные ч/б портреты Пенелопы Крус, Николь Кидман, Умы Турман, Руни Мары, Джессики Честейн, – как реперные пункты в этом исследовании женской красоты. Они оттягивают взгляд на себя. Что может соперничать с глазами Кейт Уинслет, и даже ее руками – руками не холеной оскароносной звезды, жены миллионера, а монашенки, которая любит окапывать монастырский садик.
«Он сказал: я хочу, чтобы ты была самой собой, была настоящей, была свободной и была сильной», – вспоминала актриса съемку Питера Линдберга. «Я захожу без макияжа, с мокрыми волосами, а он говорит: «Ты идеальна»», – вторила ей Джулианна Мур, и три портрета на стенах Эрарты тому доказательство. Она – идеальна. «Это почти как заглянуть в душу», – в этой лаконичной фразе Пенелопа Крус выразила главную суть серии портретов Pirelli-2017.
Pirelli давно актуализировались. В зале Эрарты есть примечательная фотография Патрисии Аркетт. В неприбранной женщине с явно не силиконовой грудью, которая жизнерадостно суетится у мангала, в жизни не узнаешь обладательницу Оскара, парочки «Эмми» и трех золотых глобусов. Фотосессия Брюса Вебера, сделанная для календаря 1998 года, предвосхищает новый образ женщины. Прощайте шляпки, прощайте сложносочиненные прически, прощайте чулки (и даже колготки). И знаменитый проход Мэрилин Монро по перрону в «Джазе только девушки» остался в прошлом, в 20 веке. Мы другими входим в эру водолея, — и это отметил чуткий Pirelli.
О, да, в чуткости Pirelli не откажешь. В начале 2000-х мир заговорил об экологической катастрофе и в 2009 году появился календарь, посвященный агрессивному влиянию цивилизации на окружающую среду – семь топовых фотомоделей отправились в Ботсвану, где позировали Питеру Бирду, одному из самых крутых фотографов, постигшему тайну и очарование Африки. На выставке всего две фотографии из этой серии «Нулевое воздействие», и, увы, они теряются рядом с двумя эмоциональными портретами Робин Райт все того же Питера Линдберга. И жаль, что в экспозицию не попали два «черных» календаря. Удивительно, но еще в 1987 году Теренс Донован предвосхитил сегодняшнюю волну BLM и снял календарь с участием только темнокожих моделей (в их числе оказалась 16-летняя Наоми Кэмпбелл).
Вглядевшись в невероятной притягательности глаза Руни Мары и несовременную красоту Джессики Честейн, не пропустите две работы Анни Лейбовиц, которая для календаря на 2016 год предпочла снять не полураздетых (а то и вовсе обнаженных) моделей и голливудских звезд, а суперпрофи в своем деле. Ну, скажем, 77-летнюю Агнес Гунд, почетного президента Музея современного искусства, или 46-летнюю Меллоди Хабсон, президента чикагской компании по управлению капиталом в размере 10 миллиардов долларов (но не в деньгах дело, а в том, что Хабсон – борец за расовое равенство). Вы бы хотели увидеть портрет миссис Хабсон? Я – точно да. Но это, пожалуйста, в интернете. На выставке, за стеклом – наша Наталья Водянова явно проигрывает теннисистке Серене Уильямс. Но справедливости ради заметим: а кто Серене не проигрывает? Четырехкратная олимпийская чемпионка не имеет ничего общего со стереотипным представлением о красоте, но ее мощное тело выражает главное: «Я – такая. И на остальное мне плевать».
Но вернемся к Питеру Линдбергу, которому на выставке в Эрарте уступили другие знаковые фотографы – даже классик фотоискусства Ричард Аведон и Хельмут Ньютон, знаменитый своими провокационными, эротически заряженными ч/б фотографиями. Цель его фотосессии для Pirelli-2017, получившей название «Запечатленные эмоции», — вернуть естественную красоту женщины. «Золотой век супермоделей» закончился – утверждал Линдберг, хватит боготворить молодость и продвигать «потребительский» идеал совершенства. «Красота похищена коммерцией, — говорил немецкий фотограф. — И мы начинаем верить, что журнальные гламурные образы женщин прекрасны. А я так не думаю. Это все чрезмерно отретушированные монстры. И все хотят быть на них похожими. Нам нужно сделать шаг назад и понять, что современная идея красоты не помогает женщинам, а наоборот, делает их несчастными. И понять, что красота женщины заключается в эмоциях и чувственности, это важнее совершенства и молодости».