Как советские бати учили сыновей жизни — рассказывает новый фильм от телеканалов ТНТ, ТНТ4 и компании Good Story Media, который вышел на экраны в самый мужской праздник страны. Мы посмотрели «Батю» и убедились: на новое кино надо идти. Кому?
Тем, кто: а) ностальгирует по 90-м; б) желает докопаться, почему же сегодняшние мужчины 30+ такие инфантильные; в) не знает, как надо/не надо воспитывать детей; г) ужасается или наоборот тоскует по «настоящему русскому мужику», который водку пьет как чай; д) не пропускает ни одного фильма Владимира Вдовиченкова; е) не пропускает стендапы Стаса Старовойтова; ё) «подсажен» на народные сериалы «Реальные пацаны», «Ольга», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Физрук».
«Советский ковер» на стене, пацанские треники, суровые семейные ценности и аскетичная романтика «лихих» 90-х. Впрочем, никаких «жмурок», малиновых пиджаков и рэкета. «Батя» – семейная комедия о том, как воспитывали 30 лет назад и сейчас, замешанная на ностальгии и искрометном юморе, ведь без юмора 90-е и не прочувствовать.
Макс, 30-летний типичный представитель столичного среднего класса, отправляется на провинциальную родину, чтобы отметить 70-летний юбилей отца. Отправляется не один, а с женой и двумя детьми, препирательства с которыми становятся триггером воспоминаний о собственном детстве и методах воспитания сурового бати.
Изначально «Батя» задумывался как шортком – комедийный сериал для мессенджеров с эпизодами по 1-2 минуты, которые зрители пересылали бы друг другу. В этом виде «Батя» получил приз на фестивале «Пилот» как самый перспективный проект. По ходу дела авторы поняли, что материал складывается в цельную историю, и решили сделать фестивальный проект для европейского постсоветского пространства, жители которого в конце 80-начале 90-х синхронно переживали трудные, а потом и лихие времена. По словам Гавра, Тиль из Rammstein, выросший в ГДР, признался, что истории, рассказанные в «Бате», ему знакомы и понятны. Но как мы видим, одним фестивальным форматом авторы фильма все же не ограничились. И правильно. Кстати, от идеи минисериала для мессенджеров никто не отказался, так что ждем.
ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ – БАТЯ
Брутальная звезда «Бумера» – стопроцентное попадание в образ бати, чьи воспитательные методы вызывают у миллениалов и тем более зумеров оторопь: «А так можно было?». То, что выбор пал на Вдовиченкова, закономерно – что бы актер ни сыграл за последние 15 лет, он стойко ассоциируется с культовым кино о 90-х. А тут и возраст подошел, и заматерел правильно, и тему чувствует. Как заметил Петр Буслов, побывавший на премьере фильма в Москве, актер просто живет в этом фильме.
Своего «батю» Вдовиченков подглядел не дома, хотя по собственному признанию, его «отец был дядькой хулиганистым», но все же не таким крутым, как его киношный герой. Так что «батя» – это собирательный образ суровых отцов. «Хотелось сделать узнаваемым, – говорит актер, – чтобы зрители говорили: «О, такой человек у меня в подъезде живет»».
Кстати, сам Вдовиченков толерантный отец, и 16-летняя дочь может вить из него веревки. Можно себе представить, каково ему было на съемочной площадке издеваться над маленьким актером Андреем Андреевым, перед по-щенячьи наивным взглядом которого трудно устоять. «Мне некоторые наши скетчи даже показались чрезмерно жестокими, — признался в одном интервью актер. – На пилоте был другой парень – чуть покрупнее, такой маленький медвежонок. И достаточно жёсткое взаимодействие с ним не выглядело таковым, получалось смешно. Когда стали снимать Андрюшку, я говорю: «Ребята, вы уверены, что вот так надо с ним себя вести?»»
Вокруг проекта объединились 6 продюсеров и 7 сценаристов – чтобы собрать весь спектр эмоций тех, кто воспитывал детей, и тех, кто рос в те времена, когда ботинки приходилось покупать на вырост. Выбирались самые узнаваемые истории, в которых бы вырисовывался архетипичный образ бати в трениках и «традиционные» методы воспитания в семьях простых граждан СССР. Итак, советские бати с одинаковой невозмутимостью могли рубануть голову петуху, стырить с завода драгоценный кабель, пронеся его под пальто сынишки, отправить ребенка погулять на морозе, пока «мы с мамой решаем дела», в буквальном смысле выписать на снегу имя сына, но никак не слово «мама» — «это же святое». Доходчиво объяснить ребенку, где право, а где лево, сделав на руке памятную «крапиву», научить считать на цифрах, высеченных на кладбищенских памятниках. Само собой, они были фанатами футбола, дворового домино и поллитровки народного средства.
Но «ужасы» крепкого воспитания бати Вдовиченкова растворяются в душещипальных финальных кадрах, и становится ясно, почему столичный Макс не забыл о своем отце, а в свой единственный выходной отправляется в дорогу…
СТАС СТАРОВОЙТОВ – СЫН
Роль повзрослевшего сына Вдовиченкова досталась комику шоу «Stand Up» на ТНТ Стасу Старовойтову. Для стендапера, который поднялся на «семейном» юморе, а вырос без отца, кинодебют в «Бате» стал чем-то «бОльшим, чем просто фильм». Размышления про отцов и детей его героя Макса стали размышлениями самого Стаса, которые он тезисно изложил у себя в инстаграме. Цитата из его поста: «Никто не знает, кем вырастут их дети. Никто не знает, что сделать, чтобы дети тебя любили всегда. Никто не знает, что для них лучше. Мне кажется, как отец ты должен стараться. Стараться изо всех сил и жил, насколько это возможно. Больше ты ничего для них не сможешь сделать».
Представляя в петербургском кинотеатре «Великан» фильм «Батя», продюсер фильма, бывший резидент Comedy Club Гавриил «Гавр» Гордеев, который вырос с мамой, бабушкой и дедушкой, признался, что в киношном «бате» видит образ того отца, которого ему не хватало. Впрочем, в фильме есть один «скетч», родом из детства самого Гавра. Правда, в отличие от маленького героя фильма, которому отец велел отрубить голову петуху, Гавру пришлось учиться у деда закалывать свинью (кстати, не обошлось без крови и в детстве Вдовиченкова, – его 12-летнего отец отправил убивать кроликов, ну а что, есть-то надо). По словам Гавра, это не только поколенческий фильм для детей, выросших в 90-е, но и для зумеров.
Гавр: «Удивительная магия «Бати» в том, что фильм про поколение наших отцов понравится и нашим детям тоже, которые воспринимают 90-е как фильтр в инстаграме. Им будет интересно посмотреть, в каких условиях формировались их бати, а еще они оценят романтику аскетичных, ламповых девяностых. Через откровенный и реалистичный юмор наши дети чуточку больше поймут своих родителей, поймут, что какие бы ситуации ни происходили в жизни, каждым отцом всегда движет любовь к своим детям. Для меня была офигенная реакция дочери, когда она посмотрела фильм: «Теперь я поняла, почему ты такой»».