В прокат вышла фантасмагория про матриархат «Северный ветер». Автор сценария, режиссер, продюсер, актриса и почти что костюмер и гример — Рената Литвинова. Почему фильм обязательно стоит посмотреть, рассказывает наш кинообозреватель Олег Борисов.
«Северный ветер» – это колдовская смесь из «Ста лет одиночества», «В прошлом году в Мариенбаде», «Долгого рождественского ужина», фильмов Питера Гринуэя, Тима Бёртона и Уэса Андерсона, приправленная тонким европейским сюром. Дилемма: погрузиться в него легче, одновременно погрузившись в мягкое кресло и потягивая шампанское или вино, как его герои. Но «Северный ветер» – это картина в буквальном смысле, арт-объект, который надо видеть на большом экране, чтобы не упустить ни одной детали, рожденной метафизической фантазией Ренаты Литвиновой. Так что выход один: смотреть дважды.
Рената Литвинова поселила персонажей своей сказки на Севере лишь потому, что сама ненавидит жару.
Первоначально Литвинова не собиралась сниматься в фильме, ее роль Маргариты должна была сыграть Изабель Юппер. Но из-за того, что француженке пришлось бы провести в России слишком много съемочных дней, ей пришлось отказаться от заинтересовавшего ее проекта.
Фантазийный мир, придуманный Литвиновой, планировалось материализовать в настоящем особняке, но все же решили построили уникальную декорацию «под ключ» около 1000 кв.м. Получилось не просто сказочное пространство, но и «живое» — с течением времени вместе с распадом семьи распадается и старинная усадьба: сквозь стены прорастают кусты, корни и в конце концов «дом» превращается в запущенное пространство со вздыбленным полом и сожженной мебелью.
Использовали и реальные локации – первый съемочный день прошел в сталинском ампире конного павильона ВДНХ. Снимали и в антураже старой, почти разрушенной усадьбы. Не боясь обрушения проломанной крыши, Литвинова заходила в аварийное здание и выходила на камеру, как ни в чем не бывало. Однажды снимали в движущемся вагоне метро и в какой-то момент в почти столетнем вагоне задымилась проводка, но кинематографисты продолжали снимать, надеясь, что все-таки доедут до станции.
Мир «Северного ветра» населен не только беспредельным количеством персонажей, в чьих взаимосвязях очень непросто разобраться без бокала-другого. Усадьба переполнена всевозможными живописными штучками, которые Рената Литвинова обожает – всякие там склянки, скальпели. В ход пошли и очки Алексея Балабанова, которые принесла Надежда Васильева, художник картины и вдова автора «Брата».
Не менее трепетно Литвинова относилась к костюмам. Она лично следила, чтобы одно к другому подходило, всех сама одевала. Приносила что-то и из своих закромов — какие-то вещи были винтажные, какие-то – Balenciaga, вроде плаща, «подаренного» героине Хиблы Герзмавы, которая играет саму себя – знаменитую оперную диву.
В роли идеала, без которого не может жить герой Антона Шагина – Ульяна Добровская, дочь Ренаты Литвиновой. Ни разу не актриса, хотя начала сниматься в 8 лет, – актерству предпочла фэшн и теперь учится в Королевской Академии искусств в Антверпене на дизайнера одежды. Ради съемок в «Северном ветре» моталась между Бельгией и Россией. Любопытно, что в отличие от мамы Ульяна не романтик. Во всяком случае в концепцию идеального человека не верит.
Музыку к фильму написала Земфира, в том числе заглавную песню, слова которой «Я злой человек, я твой человек» едва не стали названием картины. Но композитор отговорила Литвинову «сужать» смысл картины.
В фильме очень много живности – скачущие кони, лежащие у камина собаки, прыгающие по кроватям кошки, мышь, тянущая маленькую карету, ворона, которая прикуривала Литвиновой сигарету. Если вам этого недостаточно, добавим – однажды на площадке появился самый натуральный северный олень. И хотя хозяин предупредил, что животное нельзя трогать за рога, мол, запросто боднет, как вы думаете, что сделала Рената Литвинова?
Герои фильма встречают Новый год 13 раз. И каждый раз на столе особая снедь – в тучные времена уместна стерлядь, в голодные военные – приходится довольствоваться яйцами и черным хлебом. Интересно, что почти вся еда в кадре настоящая, и актеры, разумеется, потихоньку ее подъедали, пока кто-нибудь не спохватывался: «Ну перестаньте уже, не хватит буженины!»
В МХТ уже третий год идет спектакль, поставленной Литвиновой по ее сказке про Северный клан. Так из одного текста получилось три разных произведения – собственно текст, театральная пьеса, кино. Бонусом можно считать сериал, который сейчас Рената Литвинова монтирует из оставшегося материала.