Вдохновленные успехом «Игры престолов», наши кинематографисты взялись создать свое историческое фэнтези. Для этой амбициозной миссии» выбрали романы Веры Камши «Отблески Этерны». Мы побывали на съемках на киностудии «Ленфильм» и попытались разобраться в хитросплетениях будущего сериала «Этерна».
Съемки проекта начались еще осенью – в Подмосковье снимали батальные сцены, со множеством людей, оружием, конями. Как вспоминает режиссер Евгений Невский, «стремительно менялась погода: солнце, ветер, дождь, снег — все в один день, и все очень в духе этой битвы, настоящая магия крови». На съемках в павильонах «Ленфильма», куда на 19 дней перекочевали создатели кинематографической Этерны, все куда спокойнее.
От соблазна помахать шпагой не удержался и автор сценария «Этерны» – его мы увидим в первой серии в роли пикинера. Первоначально продюсеры думали обратиться к западным сценаристам, но в итоге остановились на Сергее Юдакове, который и сам в молодости пытался написать фэнтези-роман и у который уже был опыт написания большого исторического сериала «Великая» об Екатерине II.
«Отблески Этерны» — это густонаселенный, насыщенный подробностями и смыслами фантастический цикл, состоящий из шестнадцати книг (вот-вот выйдет семнадцатая). В этом огромном мире Этерны есть своя мифология, уходящая в седую древность история. Есть своя античность и свои варвары. Дворцовые интриги, предательство, героизм, любовь, надежды, иллюзии. В общем, все это нам знакомо…
Зачин тоже вполне узнаваем. Молодой Ричард Окделл отправляется в первое в своей жизни путешествие в училище оруженосцев Лаик. Его отец, один из лидеров восстания против действующей королевской династии, потерпел неудачу. Теперь Окделлы в опале, их земли под властью и контролем королевских войск. «У нас в какой-то степени шекспировская трагедия, – говорит режиссер Евгений Невский. – В ее основе – желание сына отомстить за убийство отца».
Тем временем рожденный в изгнании принц Альдо Ракан мечтает о возвращении трона и готов ради этого вступить в сговор с любыми силами. Чудом спасшийся мятежник Робер Эпинэ считает затею Альдо безнадежной, но готов следовать за другом до конца.
С этих событий начнется первая серия фэнтези и постепенное погружение зрителя, незнакомого с творчеством Веры Камши, в мир интриг и мистики «Этерны».
… В огромном павильоне киностудии по одну сторону декорации – современный мир киношников, с его суетой, кофейно-чайным столиком с традиционными сушками и пряниками, режиссерским плейбеком, принадлежностями гримцеха. Минуя проем с дверью, на которой изображен идальго, оказываешься в юдоли скорби – на старинных кроватях лежат раненные. Вот кого-то накрытого белой простыней монахи выносят на носилках прочь. Другие, тихо шелестя сутанами, оказывают помощь страждущим, но живым.
Эта киноэпопея началась почти ровно четыре года назад, в декабре 2016 года, в тот день, когда Вера Камша получила в фейсбуке письмо с предложением экранизировать цикл о мультивселенной Этерна. Писательница противилась этому изо всех сил. На уговоры ушел год, но в конце концов автора подкупил энтузиазм продюсеров, их любовь к жанру фэнтези, а главным ключом к сердцу Камши стало упоминание сериала 1997 года «Графиня де Монсоро» и имени Ежи Гофмана. «Я убедилась, что он (сопродюсер Евгений Рене – прим. ред.) не только читал «Отблески Этерны», но и понимает их так же, как и я», – призналась Вера Камша.
Два красавца-монаха тихо беседуют в ожидании очередной команды «Мотор!». Оглядываемся вокруг: никаких жезлов колдунов и эльфийских ушей. «Да, никаких эльфов, — смеется художник по гриму Снежана Рафикова. — Это реальный мир людей. Зато огромное количество всевозможных кланов, родов, и у каждого своя специфика, которая отражается на внешнем облике персонажей». И добавляет: «Я думаю, все живописцы мира всех эпох нам бы позавидовали, мы ведь имеем такую натуру, такие лица!»
Если минималистичные монахи притягивают взор, что говорить о фехтующих учениках училища оруженосцев Лаик – их силуэты напоминают о фламандской живописи. Из «кухни» художника по костюму: форму Лаика сделали из мебельной рогожки. А что? Натуральная, хоть и техническая ткань. И это не самый нетипичный материал, который использовали на съемках «Этерны». Например, шляпы некоторых героев декорировали перьями, купленными в магазинах товаров для рыбалки.
Андрей Смоляков, то бишь магнус Аристид в сопровождении своего ученика, Руперта Фельсенбурга (вот, кстати, Леонид Бичевин в одном шаге от эльфа, кажется, что за его прической скрываются остроконечные ушки) входят в палаццо Раканов, неся дурную весть: город Агарис больше не может защитить изгнанников. И первым делом, в духе японцев, предводитель монахов замечает: «Какой красивый закат». Разумеется, никакого заката – сплошная зелень хромакея, но профессионал чего только не увидит на съемочной площадке.
Может, Леонид Бичевин не слишком уверенно произносит сложную фамилию своего персонажа, но сниматься в историческом фэнтези счастлив: «Такого в моей карьере не было – вот этого Средневековья, рыцарства. А я в душе рыцарь, и мне понятен их кодекс, свод понятий, во имя которых можно умереть, сразиться с кем-нибудь, освободить красавицу, улететь с ней на драконе. Это в моей природе, поэтому я почти не глядя согласился сниматься в “Этерне”».
И в самом деле, если не знать, что находишься на съемочной площадке фэнтези, можно подумать, что снимают кино о Сервантесе, – на мысль об этом наводит и фигура идальго на двери, и интерьер в испанско-мавританском стиле. «За основу мы взяли средиземноморскую архитектуру, – рассказывает продюсер Евгений Баранов. – Но добавили свои элементы, которые не сразу, но дадут понять зрителю, что события разворачиваются не на Земле». Такая странная, выбивающаяся из времени вещь – Ара, магическая золотая пирамида, которая «намекает»: не все так просто в Этерне. И в самом деле – помимо политического противостояния двух держав, – существует мистическая сущность, которая стремится поглотить мир, о чем знают только посвященные.
Кстати, о посвященных и непосвященных. Основная «битва» впереди, когда сериал выйдет на экраны, пока же фанаты Этерны разбирают по косточкам кастинг. Павел Крайнов, который сумрачным гамлетом бродит по съемочной площадке, играет Робера Эпинэ. Ничего не остается, как досадовать, что попали не на съемку батальных сцен, когда Робер берется за шпагу – зрелище должно быть захватывающем, ведь Павел фехтует на сабле и мече с 18 лет и принимал участие как каскадер в фильме «Волкодав» и даже «300 спартанцев».
В «Этерне» при первом раскладе ролей ему достался неоднозначный Алва по прозвищу Ворон, дуэлянт, отличный стратег, которого одна половина местной аристократии ненавидит, другая обожает, но главное – обсуждают все, а для самого себя он – идеальный. Зато не идеальным Рокэ Алвой поклонникам фэнтезийного цикла показался Павел Крайнов. Они отметили, что он скорее Робер, последний из рода Эпине, склонный к рефлексии и никого не подпускающий к себе персонаж. И создатели сериала прислушались к гласу народа. Прислушалась даже автор цикла. «Эпинэ я представляла иначе, – признается Вера Камша. – Мало того, это тот редкий случай, когда я представляла конкретное лицо, но к киноварианту я, кажется, успешно привыкаю».
Пока знатоки Этерны в соцсетях ломают копья, насколько Юрий Чурсин подходит на роль Рокэ Алвы, сам актер в восторге от наряда своего героя. «Мой костюм невероятно подробный, с множеством продуманных элементов, в темной гамме, с сапфировыми вставками. В нем Рокэ выглядит вечерней грозовой тучей. Есть огромное желание уйти со съемочной площадки прямо в этом костюме».
Остается надеяться, что увлеченность продюсеров проекта и режиссера Евгения Невского жанром фэнтези, звездный актерский состав и богатая фантазия художников сложатся в эпический пазл, который будет развиваться дольше запланированных пяти сезонов. Выход первого сезона запланирован уже на 2021 год.
И еще 5 фактов:
• 120 человек в буквальном смысле не покладая рук в три смены трудились над созданием в трех павильонах «Ленфильма» священного центра эсператизма города Агарис, училища оруженосцев Лаик и палаццо Раканов.
• Для съемок сериала профессиональный оружейник изготовил порядка 100 мушкетов и пистолей, более 150 макетов холодного оружия – по образу и подобию вооружения XVI-XVII вв.
• Больше года проходила адаптация книжной серии в киноформат, разработка основных сюжетных линий, проработка мира и возможности его визуализации.
• Изначально планировалось снимать в Европе – в Венгрии, Словении и Чехии, где много подходящих замков. Но началась пандемия и пришлось смириться со съемками в павильонах.
• У каждого из 220, на данный момент, персонажей есть своя карточка, где описаны его характер, внешность, бэкграунд, мотивы поступков.
Ольга Машкова
Фотографии предоставлены кинокомпанией The Black Prince Productions