Главный режиссер театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов взял курс на серьезную русскую литературу и воплощение идеи, что главное наше спасение – вера в возможность чуда. После сценической адаптации «Доктора Живаго» Пастернака о русской революции, «Матрениного двора» Солженицына о феномене русской бабы, «Обломова» Гончарова о нашей иррациональном неучастии, более чем логично возникает «Дуэль» Чехова об извечном нашем антагонизме, когда мы по любому поводу идем стенка на стенку. 21 января состоится премьера «Дуэли», и накануне мы встретились с режиссером, чтобы выяснить: что для него самое главное в знаменитой повести Чехова.
“Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплановые спектакли по чеховским произведениям, благо творческое наследие Антона Павловича дает нам такую возможность. Есть у него и коротенькие водевили-шутки, есть и юмористические рассказы, есть массив классических пьес, есть смешные «бытовые» рассказы и тексты просто-таки на уровне античных трагедий, – выбирай, что хочешь, что тебе необходимо и что волнует в данный момент твоей жизни творческой и человеческой… И хотя, конечно, повесть «Дуэль» – знаменитая, есть инсценировки, идут спектакли в разных театрах, существуют киноверсии и все-таки нет такой «заигранности», что ли, как, к примеру, у пьес «классической обоймы»…”
“«Дуэль» написана в один из переломных периодов жизни Чехова. Совсем еще молодой, 30-летний человек возвращается из чудовищно тяжелой во всех смыслах – физическом, моральном, душевном, психологическом, – поездки с острова Сахалин, по сути, из кругосветного путешествия, с уже начавшимся и стремительно развивающимся туберкулёзом. Чехов – врач, он прекрасно знает, что с его болезнью задуманное им путешествие смерти подобно, но все равно уезжает, и итогом становится великая книга «Остров Сахалин». Но первое беллетристическое произведение, которое он пишет по возвращении — это все-таки «Дуэль»”
“Именно с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов, за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин”
“В этой поездке Чехов уловил, как меняется мир. И поэтому «Дуэль» (помимо «ста пудов любви», как это всегда бывает у Антона Павловича) — о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И очень скоро мир будет разделен именно на те идеологические страты, которые так блестяще описал Чехов в «Дуэли»”
“Мне кажется просто потрясающим название повести – «Дуэль». Дуэль – это сюжетообразующая вещь, это то, что произойдет с главными героями в финале истории, но и всё пространство этой истории – это сплошная непрекращающаяся дуэль. Каждого с каждым. Идеологическая, любовная, внутрисемейная.
Два главных героя «Дуэли» Лаевский и фон Корен представляют две полярные идеологии. Это идеология практически фашиствующего, жестокого индивидуалиста Николая фон Корена, недаром зоолога, и Ивана Лаевского, недаром филолога, рефлексирующего, слабого и проповедующего, сам не осознавая того, идеологию непротивления зла насилию… Но! Мне видится, что эта история – прежде всего о возможности веры как чуда. Поэтому (и со мной согласны, к счастью, и мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю о молодом, нелепом, смешливом, не очень образованном дьяконе Победове, который противопоставлен «сверхчеловеку» фон Корену и «лишнему» человеку Лаевскому. И я абсолютно убежден, что Победов — alter ego самого Антона Павловича, герой, через которого он транслирует свои мысли и убеждения”
“Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает: «Да не очень…». Вера не в знании. Вера – в большом и добром сердце. Он, может быть, и был не очень прилежным учеником, и многого не прочел, не записал, не понял, но вот то, что убивать нельзя, он просто знает и все. Вернее, верует в это. И только лишь эта безусловная и ничем непоколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон — ангел. Спрятанный у Чехова под рясу этого священника, вечно голодного и ловящего каждую свободную минуту рыбок в море. У Чехова всегда так, без всякого морализаторства – каждый делает выводы сам…”