Алексей Казаков, который должен был стать спецом по стали и сплавам, а стал одним из самых высокооплачиваемых сценаристов страны (помимо «Горько!», он автор «СуперБобровых», «Самого лучшего дня!», «Страны чудес»), решил выйти на первый кинематографический план и для своего режиссерского дебюта выбрал жанр, максимально далекий от народных комедий. Что стоит знать о психологическом хорроре «Побочный эффект»?
1. По сюжету, в размеренную и счастливую жизнь семейной пары вламываются грабители-отморозки. Теперь единственная мечта Андрея – стереть ту жуткую ночь из памяти жены Оли. В попытке избавить супругу от воспоминаний Андрей обращается к помощи потусторонних сил в лице загадочной Мары, которая приглашает пару пожить в её квартире в Доме на набережной. Но вместо спасительного забвения наступает сущий ад.
2. Идея фильма пришла к Алексею три года назад, триггером стал травматичный опыт из собственного детства автора, когда в загородный дом, в котором он жил с семьей, однажды хотел проникнуть чужак.
3. Изначально проект презентовали под названием «А теперь не смотри». Главными героями были психотерапевты, на их роли Казаков планировал пригласить Данилу Козловского и Юлию Хлынину. Надо ли говорить, что в итоге обоих в картине нет? Трансформировался и сюжет. На выборе натуры Казакова так впечатлила одна водонапорная башня, что он решил переквалифицировать ключевого героя в архитектора, который ищет этот уникальный градостроительный объект.
4. В процессе съемок менялись все локации, кроме одной – Дом на набережной, в котором находится квартира таинственной Мары. «Его местоположение, окружение, история и вообще вайб – завораживают, — рассказывает Алексей Казаков. — Он соединяет в себе столько удивительных и противоречивых вещей из истории России! Какой ещё другой авангардный жилой дом построен с использованием средневековых надгробий в фундаменте? Оплот советской мысли во всём, стоящий напротив главного православного храма России. Диалектика, которой мы так хотели добиться в нашем фильме, противоречия, спор, конфликт – это самое интересное».
6. Несмотря на полный набор хоррор-элементов и мистики в заросшей неоновыми грибами проклятой квартире в Доме на набережной и неожиданные повороты сюжета, в результате которых Андрей оказывается аж в рядах расстрельной команды НКВД, для Алексея Казакова главным было рассказать психологическую драму про любовь и искупление вины. «Лёша смог создать мощные образы с очень сильными драматическими переживаниями, к которым подключаешься с первых минут», — замечает продюсер картины Сергей Корнихин.
Марина Васильева (Оля): «Мне пришлось много плакать, страдать, отбиваться – всё на грани с физикой и истерикой. У пары очень сложная история взаимоотношений. Мы говорили с Лёшей, что в большей степени это история Андрея, – это он не может разобраться, отпустить и жить дальше, поэтому вынуждает и Олю ходить с ним по кругу. Очень круто, что в основе сюжета – драматическая история людей и только потом уже на неё нанизывается мистика».
7. Кастинг актеров на три главные роли длился 5 месяцев. В итоге в тройку вошла Марина Васильева – по словам режиссера актриса Мастерской Брусникина, пробовавшаяся на роль Ольги, «пришла к нам в финале кастинга, но сразу нас поразила, и мы уже не раздумывали». Актер из Петербурга Семен Серзин так хотел сниматься в хорроре, что летел на пробы из Румынии. И кастинг дался ему непросто. «Я бесконечно пробовал сначала сцену с Олей – кажется, 11 раз, – а потом с ведьмами. Столько ведьм было и столько Оль…» — вздыхает Серзин. Красотку Мару, которая может в одну секунду обратиться в очень пугающую ведьму, сыграла Александра Ревенко, актриса «Гоголь-центра», известная по работе в сериале «Содержанки» и спортивном фильме «Движение вверх». Прообразом мистической героини стала реально практикующая «ведьма». Она же предсказала Алексею, что его проект «спасёт женщина». Режиссёр иронизирует, что предсказание сбылось – проект спасала женщина, но только не одна.
Семён Серзин (архитектор Андрей): «Андрей – не герой по жизни, но попадает в обстоятельства, когда он вынужден поступать как герой и брать ответственность за свои поступки. Мне совершенно не близко то, как он поступал в истории их взаимоотношений с Олей, которая предшествовала основным событиям фильма. Это трансформация и путь не сильного человека – в борьбе за свою семью и любовь».
8. На первые совместные пробы Семён Серзин пришёл в футболке с колоколами: его герой работает архитектором в проектном бюро, которое занимается реставрацией церквей. А Марина Васильева пришла в футболке с надписью «Согрешим». Алексей Казаков считает, что это не может быть простым совпадением.
10. У Александры Ревенко были свои сложности. В одном из самых жутких эпизодов фильма — сцене расстрела — она должна была выезжать на коне. «Лошадей я не боюсь, даже в детстве немного каталась, — рассказывает актриса. — К съёмкам я брала несколько занятий, подружилась с конём». Но несмотря на налаженный контакт, на съемочной площадке справиться со скакуном по кличке Калейдоскоп оказалось нелегко, – конь после первого дубля запомнил выстрелы и ни в какую не хотел идти в кадр. Ситуацию усугубляли ноябрьский холод, чавкающее месиво размякшего под бесконечным дождем из «поливалок» подмосковного поля и хронический недосып (сцену снимали 6 ночных смен подряд). «Уговорив» в конце концов коня, кинематографисты обнаружили, что закончилась вода. В канаву свалился оператор, не срабатывали автоматы. Съемочная группа и сами съемки были на грани срыва. Но единственный удачный дубль успели снять до того, как начал уходить свет. Все присутствовавшие на площадке считают, что это мистика.
Александра Ревенко (Мара): «В Маре меня привлекло то, что это живой современный персонаж. Легко можно представить, что где-то в Москве есть такая девушка, у которой другая жизнь, связанная с тёмным потусторонним миром. И это её каждодневная реальность. У неё специфический юмор, я сразу поняла и приняла его. Она как будто сама к себе относится с иронией».
11. Едва не обернулась провалом съемка эпизода сожжения деревни. «В какой-то момент огонь стал распространяться по всей декорации, но команду «Стоп» для актрисы мы не давали, ждали выразительный кадр, – вспоминает Алексей Казаков. – В результате он был снят, но начался неконтролируемый пожар, который пришлось тушить пожарным».
12. Удивительно, но у психологического фильма ужасов возрастной ценз «16+». Похоже, это становится трендом – посмотрев фильм Михаила Сегала «Глубже!» мы уже убедились, что можно снять почти «детское кино» про режиссера порнофильмов. Теперь пришла очередь «Побочного эффекта» — страшно, но не выходя за рамки? Это как? Узнаем уже 5 ноября.