XXIII Международный фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC, открывшийся в день рождения императора Павла 1 октября, продолжается. Онлайн, офлайн – главное, сохраняя традицию возрождать искусство прошлого.
7 октября в 5 вечера в виртуальном формате, но на фоне аутентичных интерьеров Меншиковского дворца состоится концерт-«фехтование смычком» барочных скрипачей Андрея Решетина и Марии Крестинской. Соперничать будут не только музыканты, но и композиторы – с одной стороны, итальянцы Пьетро Локателли, Барталомео Кампаньоли, Пьетро Нардини и безусловный гений Николо Паганини, с другой – немец Иоганн-Себастьян Бах и швед Юхан Хельмих Руман. Конечно, хотелось бы насладиться музыкой виртуозов живьем, но у онлайн-версии есть отличное преимущество: не смогли оторваться от работы, — велком на страницу фестиваля. Там уже размещен скрипичный баттл, который разыгрался в день рождения Павла I: Андрей Решетин (экс-скрипач рок-группы «Аквариум») исполнил сонату для скрипки соло Ивана Хандошкина, «отца» русской скрипичной школы, Мария Крестинская противопоставила ему сонату «Трель дьявола», которую по признанию самого композитора Джузеппе Тартини он услышал во сне в исполнении самого Сатаны.
Кстати, там же, на странице фестиваля, можно послушать лекцию-концерт Данилы Ведерникова, знатока русской исторической кухни XVIII века и практикующего шеф-повара «Театр застолья: Искусство кулинарии и сервировки с двумя интерлюдиями» и узнать, например, что такое «релеве» и «антреме», и как десерт в представлении европейцев эпохи барокко был связан с эротикой.
10 и 11 октября на фестивале покажут барочный балет-аллегорию «Союз Ветра и Моря», в оригинале – танцевальная сюита «Golovinmusiken», написанная шведским композитором Юханом Хельмихом Руманом по заказу русского посла в Стокгольме графа Н.Ф.Головина в честь коронации 12-летнего Петра II. Три года назад на фестивале EARLYMUSIC сюита «Golovinmusiken» Румана впервые увидела сцену в той пышной форме, ради которой создавалась. Новое либретто – «Союз Ветра и Моря» — специально для проекта создал немецкий знаток балета XVII-XVIII веков Клаус Абромайт. Учитывая, что внук Петра I отнюдь не следовал заветам деда и стремительно перенес столицу из морского Петербурга обратно в белокаменную Москву, название возрожденного балета звучало двусмысленно. Но в этом году все встало на свои места – вторую редакцию спектакля хореограф и руководитель коллектива «Санкт-Петербургский балет Анджолини» Константин Чувашев посвятил Петербургу.
Обратим внимание – 11 октября балет, исполненный на сцене Эрмитажного театра, покажут и офлайн, хотя и в ограниченно-масочном формате.
20 октября фестиваль закроется показом дуодрамы чешского композитора на службе у тюрингских герцогов Георга Антона Бенды «Ариадна на Наксосе». Кстати, Моцарт был впечатлен сочинением Бенды и писал отцу: «Я дважды с величайшим удовольствием смотрел представление подобной пьесы. В самом деле, меня еще никогда и ничто так не сюпренировало! Вы, конечно, знаете, что там не поют, а декламируют и musique подобна облигатному речитативу; иногда под musique говорят, и тогда она оказывает великолепнейшее воздействие».
В Петербурге премьера виртуальной «Ариадны на Наксосе» пройдет в пространстве Севкабель Порт – в гигантском пустом цеху бывшего завода с видом на Финский залив. Сочетание гипертрофированных барочных жестов и декламации с индустриальным жесткачом – это как сочетание сладкого и соленого, так же интригует. Интригуют и исполнители – если героический афинян Тесей, он же немецкий хореограф-аутентист Клаус Абромайт появится лишь на фотографиях и в аудиозаписи, то возлюбленная Тесея Ариадна, сопрано Вера Чеканова, выступит живьем. Что же, трудно придумать еще большую социальную дистанцию.
Все трансляции будут доступны бесплатно на странице Международного фестиваля EARLYMUSIC