skip to Main Content
Крым лучше Греции: есть все и еще чуть-чуть

Для наших кинематографистов Крым всегда был землей обетованной – на сравнительно небольшом полуострове можно отыскать любой ландшафт: выжженные солнцем степи и высокие горы, тропические леса и водопады… Нужна «марсианская поверхность»? И такая имеется. Даже заснеженную тайгу и арктические льды киношники умудрились снять в Крыму. Кстати, земля обетованная тоже нашлась!

«Мастер и Маргарита», 2005

Ялта             Судак

Степу Лиходеева Воланд забросил из Москвы прямиком в Ялту, так что съемки именно здесь были вполне логичны: актер Александр Панкратов-Черный бегал по территории Ялтинского порта, спрашивая, в каком он городе. Сцены, связанные с Иешуа Га-Ноцри, снимали в окрестностях Судака – здешние холмы напомнили режиссеру Владимиру Бортко виды вокруг Иерусалима. Внутри Генуэзской крепости компьютерщики нарисовали древний Иерусалим, а стоящая рядом гора Сахарная голова «играла» Голгофу. «Исполнителю Га-Ноцри Сергею Безрукову слегка не повезло – были прохладные дни, ему пришлось раздетым висеть на кресте, а его еще обливали водой», – рассказывал режиссер. А в Гефсиманский сад превратился Массандровский парк, и хоть растительность совершенно другая, никто из зрителей ничего не заметил, ведь главное – атмосфера.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967

Алушта               Поселок Лучистое               Гора Демержи

В «самом кавказском фильме» только один объект с Кавказа – горная речка Мзымта в Красной поляне, все остальное – Крым. Почти все лето 1966 года съемочная группа провела в Алуште. Двор, куда Никулин загоняет баранов, вовсе не в кавказском селе, а в этом городе, в переулке Крапивного. Станция переливания крови стала Дворцом бракосочетаний, а настоящий загс – отделением милиции, куда Шурик спешил с заявлением о похищении Нины. Троица Трус-Балбес-Бывалый смакуют пиво в Парке аттракционов. «Птичку жалко!» Шурику было на турбазе «Юность», а на турбазе «Чайка» Бывалый учил всех желающих танцевать твист (правда, увидеть эту эстраду уже нельзя – здание давно разрушено). Природные красоты снимали в окрестностях поселков Лучистое и Куйбышево. Жив даже «никулинский орех» у подножья горы Демерджи – дерево, с которого Балбес бросал орехи. Ученые уверяют, что ему более 600 лет. В этом фильме кинематографисты в очередной раз доказали, что расстояния для магии кино — не преграда. Так, сонный Моргунов гонит машину в районе Массандры, а останавливается авто, зависая над обрывом, уже на вершине Ай-Петри, а Шурик залезает в спальный мешок неподалеку от Никитского ботанического сада, а «купается» в реке Мзымте – за 800 километров от него.

«Обитаемый остров», 2007

Керчь               Казантип

Впервые Федор Бондарчук оказался в Керчи, когда его мастер Юрий Озеров снимал в ее окрестностях «Сталинград». Много лет спустя он сам решил здесь поработать. На заводе им. Войкова выстроили город мутантов, массовку для которого набирали в Керченском обществе инвалидов. Но если в городе съемки прошли вполне мирно, то на природе без скандала не обошлось. Крымчане до сих пор не могут простить Бондарчуку разорения Казантипа. В заповеднике он организовал съемки инопланетного боя. Три дня стояла непрерывная пальба, земля оказалась обезображена воронками и следами от гусениц танков. Уехав, киношники не удосужились убрать за собой горы мусора. После того, как общественность возмутилась, они все же выплатил штраф в 20 тысяч долларов. При бюджете фильма в 30 миллионов это капля в море.

«Лиловый шар», 1987

Ай-Петри

Задолго до Бондарчука инопланетный пейзаж в Крыму нашел Павел Арсенов, снимавший продолжение «Гостьи из будущего». Неровности рельефа, обилие карстовых пещер – красота неземная! Так что космический корабль вполне удачно вписался в пейзаж. Съемки затянулись, и кинематографисты могли наблюдать, как менялась Ай-Петри – покрытая зеленой травой ранней весной, уже к июню она стала желтой – все высохло, а потом и листва на деревьях пожухла – осень получилась не очень золотой. Наличие пещер добавило и неприятных хлопот. Однажды исполнительница главной роли Наталья Селезнева тайком улизнула со съемок и на спор забралась в одну из них. Когда она вернулась на площадку, костюмеры пришли в ужас – думали, что всю одежду героини придется шить заново.

«Пираты ХХ века», 1979

Ялта    Судак    Коктебель    Тарханкут

Первый советский боевик поражал размахом съемок. И горы, и морская пучина – все попало в кадр. Чтобы найти эти красоты, киношникам пришлось проехать побережье Крыма с востока на запад. Началось все в Ялте – именно в ее порту загружали опиум на борт сухогруза. Корабль пиратов стоял на якоре в Голубой бухте, что в Новом Свете, а деревню туземцев, где пираты держали заложников, выстроили под Коктебелем. А вот проход пиратского судна через громадный скальный грот снимали совсем в другом месте – неподалеку от мыса Тарханкут. Кадры следуют один за другим, а точки съемок разделяют больше 250 километров!

«Спортлото-82», 1982

        Феодосия                              Новый Свет                            Гора Демерджи

Один из немногих фильмов, где в Крыму снимали Крым. Герои комедии, собственно, туда и ехали в отпуск. Фильм вообще стал своеобразной рекламой отдыха на полуострове: показаны все возможные варианты проведения досуга и проживания. И частный сектор (домики снимали в Феодосии, так же, как и вокзал и рынок. Помните: «Апельсины! Витамины! Три рубля кучка, а в кучке три штучки!»), и кемпинг автотуристов. А герои не столько купаются в море, сколько занимаются не менее популярным пешим туризмом. В Новом Свете, на мысе Капчик разбили лагерь автотуристы (на самом деле никто бы их туда не пустил – это заповедник). Впрочем, и место для лагеря неудачное – источников воды нет, до моря спускаться и спускаться. Чтобы пробраться в лагерь, Степа (Михаил Кокшенов) нырял с лодки у мыса Плака, а буквально в следующем кадре выныривал у Нового Света – «всего» в 60 километрах! Горные пейзажи снимали на фоне знаменитых зубцов Ай-Петри, а также у подножия Демерджи (Леонид Гайдай очень полюбил эти места после съемок «Кавказской пленницы»). Местные экскурсоводы уверяют, что камень, вокруг которого ходит Михаил Пуговкин, тот самый, на котором танцевала твист Наталья Варлей, хотя краеведы оспаривают – не тот.

«Всадник без головы», 1973

Белогорск (Ак-Кая)

Режиссер Владимир Вайншток уверял, что окрестности Белой Скалы (Ак-Кая) – копия американских прерий. «После каждого эпизода, наполненного мистикой, меня по ночам преследовал всадник без головы, – вспоминала актриса Людмила Савельева. – Один раз мне даже причудилось, будто я падаю с этой вертикальной скалы, убегая от всадника». Кстати, кошмары снились не только ей, и это неспроста: в былые времена людей казнили, сбрасывая со скалы, а неподалеку от нее археологи обнаружили около семидесяти курганов. Но мистика не пугает кинематографистов: в этих краях снято более двух десятков фильмов, среди которых супер-хит «Человек с бульвара Капуцинов» и даже голливудский блокбастер «Код апокалипсиса».

«Человек с Бульвара Капуцинов», 1987

Коктебель          Белогорск

Режиссер Алла Сурикова «открыла Америку» тоже в Крыму. Ковбойский городок Санта-Каролина, куда приезжает мистер Фёст, построили в Тихой бухте неподалеку от Коктебеля. Интерьеры снимали в павильонах, так что зрители видят лишь фанерные фасады. Кинематографисты не учли того, что в этом районе часто бывают сильные ветры, так что городок однажды чуть не сдуло. После съемок декорации сожгли, хотя была идея оставить их для туристов. «Прериями» стали окрестности Белогорска. Уже упомянутая гора Ак-Кая в кадре появляется многократно, но снимали с разных ракурсов, а потому пейзаж не выглядит однообразным.

«Десять негритят», 1987

Евпатория     Ялта    Алупка   Симеиз

То, что кино – искусство мистификации, создатели этого фильма доказали не раз. Где этот таинственный остров, куда прибывают герои? Нигде! Небольшой муляж, снятый в бассейне, производит впечатление гигантской скалы. Машина с героем Александра Абдулова прибывает на причал в Ялте, но отплытие катера со всеми героями снимали в другом городе – Евпатории. За маленьким «Ласточкиным гнездом» благодаря фильму закрепилась репутация настоящего замка. Но его, во-первых, увеличили за счет фанерных пристроек (во время съемок их то и дело сдувало ветром), во-вторых, снимали лишь на общих планах, а герои входят и выходят из Воронцовского дворца, что в Алупке (в кадре только фасады, интерьеры снимали в павильонах). Та самая лестница, по которой герои поднимались к замку, находится на скале Дива в Симеизе, но повторить поход не получится, – она частично разрушена. Погода в фильме совсем не крымская, скажет большинство туристов, но крымчане только пожмут плечами: «в ноябре у нас всегда дожди и туманы».

«Асса», 1988

Ялта

Сергей Соловьев, приехавший в Ялту со съемочной группой в ноябре 1986-го, не ожидал от природы подвоха – в Крыму вдруг выпал снег. Да какой! Лежал на пальмах, будто на елках в Подмосковье. Режиссер расстроился, решил сворачиваться, но оператор Павел Лебешев предложил поснимать, – когда еще такое увидишь? И дело пошло. Прокатиться на фуникулере, что поднимает всех желающих с набережной на гору Дарсан, можно и сегодня, правда, кабинки давно уже поменяли на новые. Недалеко от нижней станции канатки  — гостиница «Таврида». Помните ресторан с бассейном и стеклянным куполом? Вам сюда. А вот Крымов с Аликой жили в «люксе» гостиницы на другом конце набережной – «Ореанда». Двадцать лет назад она была реконструирована, от сталинского ампира не осталось и следа. При желании в «том самом» номере можно остановиться, но единственное сходство с киношным – он трехкомнатный да еще вид на море с балкона остался прежним.

«Новые приключения Неуловимых», 1968

Ялта               Симеиз  

Второй фильм трилогии Эдмонда Кеосаяна о четверке «Неуловимых» снимали в Крыму. Где еще найдешь скалы, с которых так эффектно можно прыгнуть в море?! «Трамплином» для Яшки-цыгана стала скала Дива в Симеизе. Профессиональные каскадеры трюк выполнять отказались – опасно. За дело взялся местный житель Анатолий Гаевой, за два дубля он получил 100 рублей. Человек отчаянный и азартный, он на спор нырял со скал, но до добра это «хобби» не довело, – в начале 70-х разбился насмерть. Проще было с трюком, когда Миша Метелкин с помощью лестницы перелетает со стены дома, где находился штаб контрразведки. Снимали в самом центре, на улице Игнатенко. К дому нередко сегодня подходят туристы, знающие о его «участии» в кино, и удивляются – не тот! Нет пилястра, на котором стоял Миша. Конечно нет, ведь это была декорация. Удивляются и не обнаружив на набережной Ялты, где тоже было снято немало узнаваемых кадров, булыжной мостовой. И это тоже бутафория – резиновую «брусчатку» укладывали на время съемки. Вообще, ялтинская набережная – гений маскировки. Разве узнаешь ее в «Алых парусах»? Слишком узкая. Конечно, ведь дома на набережной были закрыты фанерными щитами, изображавшими домики Лисса. И уж тем более не узнать ее в «Девчатах». Финальная сцена, где на фоне заснеженных елок целуются Надежда Румянцева и Алексей Рыбников, снята в Ялте. Нафталиновый снег и газ, имитирующий пар от мороза, доставили актерам немало неприятностей, а внезапный десант кинозвезд в разгар сезона стал головной болью для местных властей. Намучились все. Говорят, за странный выбор локации нужно сказать «спасибо» жене режиссера Юрия Чулюкина Наталье Кустинской. Она мечтала сыграть Тосю и обиделась на мужа, отдавшего роль другой. Когда ей захотелось на недельку махнуть на курорт, в знак примирения супруг и организовал поездку за казенный счет.

 

Маргарита Никольская

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Крым лучше Греции: есть все и еще чуть-чуть

Back To Top