19 сентября 1982 года.
На свет появился смайлик.
Профессор Скотт Фалман из Университета Карнеги-Меллона в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, предложил использовать последовательность символов “:-)” как обозначение смайлика.
… Когда по прошествии времени профессор понял, что незатейливая скобка прочно обосновалась не только в интернет-пространстве, он безуспешно пытался найти копию исторического сообщения. “Цифровые археологические раскопки” в древних резервных лентах успешно завершились как раз к 20-летию смайлика.
19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman “:-)” From: Scott E Fahlman I propose that the following character sequence for joke markers: “:-)” Read it sideways. Actually, it is probably more economical to mark things that are NOT jokes, given current trends. For this, use “:-(” | 19 сен 82 11:44 Скотт Э. Фальман “:-)” От кого: Скотт Э. Фальман Предлагаю следующую последовательность символов для маркеров шуток: “:-)” Прочтите это боком. Вообще-то, наверное, экономичнее маркировать вещи, которые НЕ являются шутками, учитывая современные тенденции. Для этого используйте “:-(” |
Прочитав заново то сообщение, Фалман и сам удивился, насколько случайна была запись. “Я, по-видимому, даже не прочитал ее перед публикацией, так как одно или два слова были пропущены при редактировании”, — вспоминал профессор. Сообщение было лишь одним из тех, которые сотрудники и студенты университета Карнеги-Меллона посылали на местную электронную доску объявлений, которая была прототипом сегодняшних форумов.
Многие из сообщений были серьезными: объявления о выступлениях, запросы информации и тому подобное: “Я только что нашел кольцо в мужском туалете на пятом этаже. Кому оно принадлежит?”. Но если бы все ограничивалось только такими сообщениями, смайлик вряд ли бы появился. То ли дело, когда на форуме стали обсуждать вопросы политики или абортов. Тут недалеко было и до “огненных войн” интернета, как называет их Фалман. “Эта проблема заставила некоторых из нас предположить, что, возможно, было бы неплохо отмечать сообщения, которые не следует воспринимать всерьез, — вспоминает профессор. — В конце концов, при использовании текстового онлайн-общения нам не хватает языка тела или тона голоса, которые передают эту информацию, когда мы разговариваем лично или по телефону. Были предложены самые разные “маркеры шутки”, и в разгар этой дискуссии мне пришло в голову, что последовательность символов “:-)” будет элегантным решением”.
Сегодня это кажется странным, но тогда было немало тех, кто осудил саму идею смайлика, утверждая, что хорошие писатели не должны иметь необходимости явно маркировать свои юмористические комментарии. Мол, Шекспир, Джонатан Свифт и Марк Твен прекрасно обходились и без этого. А навешивая ярлыки на замечания, которые не следует воспринимать всерьез, мы портим шутку. В сатирическом творчестве половина удовольствия заключается в том, чтобы никогда не быть вполне уверенным, серьезен ли автор или нет. Но кто из этих скептиков мог быть уверен, что Марк Твен первым не воспользовался бы этим элегантным аккордом из трех символов?
Во всяком случае, никто иной, как любитель словесных игр Владимир Набоков, в интервью, напечатанном в The New York Times в 1969 году, заметил: “Я часто думаю, что для улыбки должен существовать специальный типографский знак — какой-то вогнутый знак, круглая скобка на спине”.
А один чешский аббат в 1741 году и вовсе подписал свою рукопись вот так: