Вчера, 12 сентября, на закрытии 77 международного кинофестиваля в Венеции Андрей Кончаловский получил четвертую в своей жизни награду этого старейшего в мире киносмотра. На этот раз за картину «Дорогие товарищи!», повествующую о расстреле в советском Новочеркасске.
В последний раз Андрей Кончаловский получил в Венеции «Серебряного льва» за «Рай», антивоенную картину, понятную всем европейцам. В отличие от «Дорогие товарищи!». Поэтому по признанию самого режиссера, новая награда стала для него неожиданностью. Более того, что не ожидал, что эта картина вообще будет представлена в конкурсе, так как это «специфическая картина о советских людях, о Сталине, о сталинизме». «Я не думаю, что они вообще могли бы понять что-нибудь. Но то, что они взяли на фестиваль, и то, что картина получила признание, — это, конечно, очень важно», — сказал Кончаловский в беседе с журналистом, видеозапись которой была опубликована в Instagram режиссера.
1962 год. В Новочеркасске – забастовка на главном городском заводе, люди требуют снижения цен на продукты и повышения зарплат. Когда к забастовке присоединяются рабочие других предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию. Главный герой фильма – работница парткома Людмила, которая искренне верит в то, что строит коммунистическое общество и возмущается поведением заводских смутьянов. Но когда в бойне на площади без вести пропадает ее дочь-подросток, стройная картина мира убежденной коммунистки рушится в одночасье.
Что нужно знать о новом фильме Андрея Кончаловского?
1Фильм основан на реальных событиях, известных как «Новочеркасский расстрел» и произошедших в столице донского казачества 1 и 2 июня 1962 года. Правда о Новочеркасске находилась под грифом «секретно» до 1990-х годов. Первое официальное расследование событий было инициировано лишь после распада Советского Союза, в 1992 году.
2 Консультантом фильма стал генерал-майор юстиции Юрий Баграев, который в июне 1992 года, на тот момент помощник Главного военного прокурора РФ, был назначен руководителем следственной группы для выяснения причин и обстоятельств гибели людей в новочеркасских событиях и обнаружения их останков. Расследование по делу было завершено в сентябре 1994 года. Большинства виновных в трагических событиях уже не было в живых, поэтому они так и не понесли наказание.
3Чтобы максимально приблизиться к изображению советских фильмов того периода (в первую очередь к «Летят журавли» и «Балладе о солдате») и повысить степень доверия зрителей к событиям на экране, режиссер решил, что изображение картины будет «хроникально» черно-белым, а формат кадра — соответствовать изображению фильмов того времени — формату 1.33.
4На «документальность» проекта работает и кастинг, ориентированный на непрофессиональных артистов, не утративших специфического южного говора, чьи лица совпадают с историческим периодом. В поисках кандидатов на роли «рабочих советского завода» и «пожилых казаков» съемочная группа в течение трех месяцев проехала несколько тысяч километров по Ростовской области, углубляясь в станицы и хутора. Поскольку местные не спешили сниматься в кино, кастинг-группе пришлось самим обходить все дворы и собирать людей на пробы прямо с огородов…
5Одной из самых сложных задач кастинга стали поиски актера на роль отца главной героини, бывшего казака, человека с непростым характером. Такого человека нашли в казачьей станице в горах Адыгеи по дороге на Плато Лаго-Наки совершенно случайно, – он продавал мед и уже собирался уходить, когда его попросили показать водителю съемочной группы дорогу. «Он был с бородой, в толстовке с капюшоном, и его лица практически не было видно. Но глаза были необычные, очень интересные. Показывая водителю дорогу, он откинул с головы капюшон, и в этот момент я поняла, что это тот самый человек, которого мы ищем», — рассказывает Марина Старова, член команды по кастингу. И хотя хозяин пасеки Сергей Эрлиш не хотел оставлять хозяйство ради съемок в кино, перед искушением сняться у Андрея Кончаловского он не устоял.
6Несмотря на ориентированность кастинга на непрофессиональных артистов, главную роль в фильме исполнила Юлия Высоцкая. По словам Андрея Кончаловского, «для центральной роли нужна была актриса, которая в состоянии донести трагизм. Это с непрофессиональным актёром было бы сложно».
7На съемках некоторых эпизодов фильма «Дорогие товарищи!» в кадре часто присутствовало более 500 актеров массовых сцен, что требовало подбора большого количества исторических костюмов и аксессуаров. Но главной проблемой художника по костюмам и его ассистентов было не столько собрать по блошиным рынкам необходимый реквизит, сколько убедить актеров массовых сцен не украшать себя в кадре. «Бывали ситуации, когда актёры массовых сцен категорически отказывались надевать предложенный костюм, — вспоминает художник по костюмам Константин Мазур. — У многих есть ошибочное представление, что если ты пришёл сниматься в кино, то должен выглядеть красиво — причёска, макияж, серёжки, туфельки. И если женщине говорят: «Вы будете рабочей завода, у вас будет грязный фартук и небрежная косынка», тут же начинается сопротивление: «Нет, я не буду это надевать!». Часто случалось, что мы всех уже одели, а перед дублями проверяем и замечаем, что «женщина в косыночке» уже без косыночки, сама себе косичку заплела, губки подкрасила помадой, а в кармане у нее телефон угадывается. Вот тут уже начинается паника, что у гримеров, что у нас, и мы начинаем срочно всё восстанавливать».
8Центральная площадь Новочеркасска, где произошел расстрел рабочих, за десятилетия очень сильно изменилась. Поэтому пришлось построить масштабную декорацию на территории «Олимпийского комплекса «Лужники»». Натурные сцены фильма в основном снимались в Новочеркасске и Ростовской области. В частности, в Новочеркасске прошли съёмки эпизодов с участием рабочей демонстрации, а также сцены массовой забастовки рабочих на «Новочеркасском электровозостроительном заводе», которая положила начало трагическим событиям. Некоторые натурные объекты съёмочной группе удалось найти в Подмосковье и Тульской области. Интерьер квартиры главной героини был построен в павильоне на Киностудии «Мосфильм», так как в этом объекте необходимо было предусмотреть возможность проведения многокамерной съёмки и, вместе с тем, сохранить ощущение пропорций типовой квартиры 1960 годов.
9«Дорогие товарищи!» – это третий фильм Андрея Кончаловского (после кинолент «Рай» и «Грех»), в котором генеральным продюсером выступил Алишер Усманов, известный филантроп и основатель благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». По его словам, «этот фильм – большая творческая победа Андрея Сергеевича. В первую очередь, она определяется тем, с какого угла зрения режиссёр смотрит на эту трагедию. Он смотрит на нее через человека, волею судьбы оказавшегося в такой точке времени и пространства, где он остается один на один с надвигающимся на него катком истории и со страшными вопросами к самому себе. Понятие «они» уходит в этот момент на второй план. Остается только «я» с сильным желанием разобраться в происходящем. Именно откровенный и честный диалог человека с самим собой позволит найти ответы на волнующие вопросы».
В российский прокат картина выйдет в ноябре.
Фото на обложке: Jacopo Salvi