Пандемия не пощадила ни одну сферу бизнеса. Искать новые способы взаимодействия со зрителем пришлось и фэшн-индустрии. О том, приживутся ли альтернативные форматы презентаций, нам рассказал режиссер-постановщик показов и шоу, основатель модельного агентства и школы моделей LMA Сергей Луковский.
– Расскажите, как пандемия повлияла на состояние индустрии?
– Для меня вопрос пандемии – все еще очень сложный, я до сих пор не сформулировал свое отношение к происходящему. С одной стороны, нельзя игнорировать тот факт, что новое заболевание, действительно, появилось. Но с другой, мне трудно признать наличие пандемии. Существующая статистика очень противоречива. При этом в нашей стране конкретных мер не принято, зато введены весьма спорные ограничения.
Так или иначе, для шоу-бизнеса и фэшн-индустрии настали действительно критические времена. На полгода оказалась заморожена работа абсолютно всех Модных домов и производств, встала торговля. У меня за 6 месяцев не было ни одного шоу! Для Академии моделей LMA я впервые не могу сделать выпускной экзамен. А ведь на 9 сентября у нас было намечено колоссальное мероприятие на 700 гостей, выпускной для 60 человек, но из-за запрета на массовые мероприятия провести его не удастся.
– На ваш взгляд, насколько идея виртуальных форматов жизнеспособна?
– Я могу озвучить исключительно свое субъективное мнение. Для меня это, пардон, судороги полудохлого кролика. Примерю на себя образ сварливой бабки и скажу: учитывая уровень нашего фэшн-бизнеса и наши технические возможности, мы не можем говорить о качественной альтернативе. О надлежащего уровня съемке, о технологиях, о соответствующей анимации, о крутом видеопродакшне и так далее. То, что мы имеем – жалкие потуги по созданию профессионального продукта. Индустрия все еще живет в феодальном обществе.
– А на западе есть удачные коллабы между виртуальными технологиями и фэшн-сегментом?
– Безусловно. В Европе и Америке огромное количество Модных домов успешно используют видеопродакшн и создают показы в новом формате.
– И какие у этого формата очевидные преимущества?
– Это принципиально иной подход. Он экономит деньги. Теперь дизайнеру не нужно закупать ткани и отшивать коллекцию. Достаточно создать свою 3D-модель и с помощью классной анимации и видеопродакшна отрисовать всю коллекцию. Это открывает широкие возможности для художника. Презентацию такой коллекции можно создать хоть на берегу океана, хоть в ангаре, в контексте жуткой урбанистики или вообще в формате художественного фильма. Вопрос в бюджете.
– Не боитесь, что онлайн-история покорит мир моды, и модели, в том числе выпускники LMA, останутся без работы?
– Теоретически такая вероятность есть, хотя в нашей стране, с учетом некоторой заторможенности, вряд ли это случится скоро. Но сейчас я снова стану мерзкой бабкой и вспомню о том, как с появлением телевидения пророчили смерть театру, и как телевидению, в свою очередь, предрекал смерть интернет. Но все осталось на своих местах.
Лично для меня фэшн-шоу – Искусство с большой буквы. Это не просто показ трусов и тряпок, это работа художника и огромной команды. Создавая коллекцию, дизайнер всегда закладывает в нее некий концепт, это квинтэссенция его мыслей, его взгляда на действительность. Я, как креативный продюсер, режиссер и организатор, пытаюсь эту мысль для зрителей максимально подчеркнуть и усилить. Мы с вами понимаем, что такое живое шоу на 1500 гостей. Когда съезжается вся богема, когда людям не терпится попасть на мероприятие. Во всем этом – невероятная эмоциональная насыщенность. Также, как на спектаклях в Мариинке, в La Scala, в New York City Ballet. Это совершенно не то же самое, что сидеть дома голым в кресле, ковыряться в телефоне и пытаться получить удовольствие от трансляции. Поход в театр – праздник. Когда я смотрю вживую балеты Иржи Килиана или Мориса Бежара, я рыдаю. Никакая трансляция и рядом не стояла.
– Для вас как для художника, режиссера и постановщика виртуальный формат все-таки представляет какой-то интерес?
– Я терпеть не могу слово «учить» и когда общаюсь с ребятами в Академии LMA, всегда говорю, что нельзя научить, можно только научиться. И еще мне очень близка мысль о том, что наша основная задача – перестать бояться своего страха. Эту фразу я повторяю сам себе. Очень сложно перебороть себя и окунуться в нечто новое.
На протяжении последних 6 лет я являюсь режиссером массовых сцен на «Шоу фонтанов в Петергофе». Это полноценные полуторачасовые спектакли, для каждого из которых создается оригинальный сценарий. Так вот в прошлый раз мне пришлось, помимо подготовки массовых сцен, принять участие в создании видеопродакшна. В итоге на площадке было 2 мира: живые танцовщики, которые представали в виде золотых скульптур, и герои виртуального мира, которые перевоплощались в персонажей, некогда населявших Петергоф. Да, это круто и безумно интересно, когда ты можешь запараллелить два мира! Вот такой формат мне интересен. Хотя здесь существует множество нюансов, в которых, признаться, я пока дилетант. Но очень важно побороть внутреннее сопротивление и научиться. Когда у меня есть возможность – я это делаю.
– В ближайшем сезоне мы увидим вас в каких-то масштабных мероприятиях?
– На весну запланирован проект компании МТС «Поколение М» в Нижнем Новгороде. Зрителей ждет невероятных масштабов баттл, настоящая фэшн-битва между молодыми дизайнерами, танцовщиками всех стилей, диджеями и рэпперами. Естественно, не обойдется без видеопродакшна и анимации.
Что касается Питера, то тут пока сложно загадывать. Я уверен, что осенью все показы будут отменены и останутся в онлайн-формате. В прошлом сезоне такой опыт был у Mercedes-Benz Fashion week. Но как бы мы ни относились к виртуальным историям, таковы обстоятельства. Как говорится, «времена не выбирают, в них живут и умирают». И виртуальные шоу – пока что наш спасательный круг. Ведь благодаря им художники продолжают заниматься любимым делом и доносят до нас Красоту.
Наталья Белая
Фото: Сергей Мисенко