1 сентября 1902 года.
Зрители увидели первый фильм в жанре сай-фай.
Увы, мы не знаем, как приняли первые зрители фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Кричали ли они «браво», аплодировали ли стоя, понимали ли, что перед ними выдумка? Но они наверняка были захвачены зрелищем. Человек на Луне! Почти 4 десятка лет все зачитывались романом Жюля Верна «С Земли на Луну», всего год назад Герберт Уэллс опубликовал «Первые люди на Луне». Любители легкого жанра веселились на забавной оперетте Жака Оффенбаха «Путешествие на Луну». И вдруг перед зрителями появились селениты, злобные обитатели вечной спутницы Земли. Они казались такими же реальными, как поливальщики воды или рабочие, идущие с завода, которых снимали братья Люмьер. Невообразимо далекий космос вдруг стал куда ближе…
Судьба пионера кинематографа сама была похожа кино. Жорж Мельес, сын владельца обувной фабрики, должен был прожить жизнь фабриканта, но стал звездой, потом нищим продавцом игрушек и, наконец, обитателем дома для престарелых. Крутой поворот в его судьбе случился тем вечером 28 декабря 1895 года, когда он оказался среди посетителей Indien du Grand Café в Париже, которым первыми довелось увидеть короткометражки братьев Люмьер. То, что показали Люмьеры, было всего лишь бытовыми зарисовками из жизни, по-настоящему вызывал шок лишь поезд, несущийся на зрителей. Но иллюзионист месье Жорж Мельес был так очарован этими документальными кусочками длиной от 38 до 49 секунд, что захотел сам приобщиться миру синематографа. Вот только нужен ему был мир не реальный, а фантастический. И случай ему помог. Однажды, обрабатывая пленку, Мельес обнаружил нечто странное: люди на пленке магическим образом превращались в совершенно других людей. Загадка разгадывалась просто: брак, камера вышла из строя, потом запустилась, таким образом создав то, что сегодня мы воспринимаем как простой спецэффект, а для Мельеса было ключом к магии кино.
Первые зрители «Путешествия на Луну» не подозревали, конечно, что перед их глазами фундаментальное произведение искусства, благодаря которому станут возможными все будущие научно-фантастические фильмы. Для них это был первый мировой суперблокбастер. И, пожалуй, первая жертва киношных «пиратов», таких как Томас Эдисон. Американский изобретатель незаконно скопировал фильм с украденных негативов. Надо ли говорить, что все упоминания о французском авторе были удалены? Студии-конкуренты принялись штамповать фильмы о путешествиях к Солнцу и Юпитеру. Есть даже «Экскурсия на Луну» — откровенный плагиат шедевра Мельеса. Создатель «Путешествия на Луну» так и не получил прибыли от нелегальных копий своего фильма. Он вызвал на подмогу старшего брата. Бедняга Гастон, он прекрасно жил в Париже, унаследовав от отца обувную фабрику. Но помчался в Нью-Йорк, чтобы защищать авторские права брата, и… сам стал снимать кино.
Жестокие реалии 1914 года вновь изменили судьбу Жоржа Мельеса, – фантастические фильмы больше не интересовали зрителей. Он был разорен. В главном здании его студии французская армия разместила госпиталь, а 4 сотни катушек с его фильмами расплавили, превратив их в каблуки солдатских ботинок. Сам Мельес в ярости и отчаянии сжег многие свои негативы, декорации и костюмы. Пионер кино, «алхимик света», как называл его Чарли Чаплин, стал продавцом игрушек в парижском метро. Спустя годы о старом мастере вспомнили, наградили орденом Почетного легиона и поместили в дом для ветеранов кино.