14 августа 1893 года.
Появились первые водительские права.
Дело было в Париже. Имя обладателя первой «справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором» неизвестно. Зато увековечено имя Луи Лепина, префекта полиции французской столицы, который этот документ выдал.
«Грамота» Лепина тогда не вызвала ажиотажа. Все изменится всего через 6 лет, когда Франция станет мировой родиной автомобильной промышленности. Но пока по всей стране бегало лишь 1672 автомобиля, и для обычных граждан эти четырехколесные паровые чудища были не средством передвижения, а еще одним досугом скучающих богачей, которые устраивали на дорогах самые настоящие гонки. Чтобы хоть как-то взять под контроль местных лихачей, префект Парижа и ввел права. В назначенный день счастливый обладатель авто – обязательно мужчина старше 21 года, — должен был явиться в префектуру и доказать, что он способен, сев за руль, ехать вперед (задний ход будет изобретен только через несколько лет), что он сумеет исправить «легкую аварию». И, наконец, что ему, мужчине 21+, присущи такие похвальные качества, как осторожность и хладнокровие.
Передвигаться по дорогам он мог лишь «со скоростью 12 км/ч в Париже и в населенных местах; она может быть увеличена до 20 километров в сельской местности».
Но имя новоиспеченного префекта (он занял этот пост в июле 1913 года) вскоре узнали не только автомобилисты. Как же тогда все смеялись над Луи Лепином, придумавшим белые жезлы для регулировщиков на дороге, бригады велосипедистов-полицейских, патрулирование с собаками, речную бригаду. Разве что централизованная служба найденных вещей бережливым парижанам сразу пришлась по душе. Интересно, заметили ли они, что полицейские внезапно стали куда более обходительными? Лепин хотел, чтобы страж порядка был «вежливым, услужливым и спешил к тому, кто нуждался в его помощи. Они храбрые люди, я заставил их быть спасателями, пожарными, подметальщиками, землекопами. Но знаете, к чему парижанин оказался самым чувствительным? Когда он увидел полицейского, который помогает обычной женщине из народа нести ее ребенка или помогает перейти дорогу кормилице с ее коляской». Ну а парижанки точно не остались равнодушными к новым жандармам, – Луи Лепин не пренебрегал такими нюансами, как внешность и рост сотрудников.
В общем, месье Лепин был действительно личностью выдающейся и в честь него назвали не просто городскую площадь, а площадь в самом сердце Парижа.
Place Luis Lepine, которая находится неподалеку от Собора Парижской Богоматери, знаменита старейшим цветочным рынком. А по воскресеньям ее оглашают чириканья и свисты соловьев, канареек, попугаев, горлиц, которых везут сюда со всей Франции на продажу. Еще площадь примечательна модерновым входом в метрополитен – темно-зеленые кованые листья ограждают вход на самую глубокую станцию парижской подземки.
И это еще не все. Луи Лепин придумал конкурс изобретателей-любителей. Сегодня, 119 лет спустя, его называют не иначе как «Оскар изобретателей». Именно на нем презентовали миру такие достижения ума, как шариковая ручка, соковыжималка, кофемолка, роликовые коньки, фен, паровой утюг, контактные линзы. Из недавнего – изобретение булочника из Мозеля, уличный автомат, в котором всегда есть горячий хлеб. А в прошлом году была отличная новинка, – скутер, который после нескольких сложений уменьшается до размера обычного альбомного листа.
Кстати, в этом году конкурс пройдет с 23 октября по 1 ноября.