11 августа 1924 года.
В столице появились кондукторши «новой формации».
Открыв газету «Известия», советские люди узнали, что в Москве на трамвайных линиях появились девушки-кондукторы: « Новому кондуктору 16-17 лет, веснушки, светлые стриженые волосы, красный платочек на голове. Объявляя остановку «Застава Ильича», имя вождя произносит с любовью <…> Она не зубаскалит с вожатым и не отвечает на его заигрывания, как это практикуют те, прежние, такие, как кондукторша прицепного вагона».
Вообще, первая кондукторша, Ольга Егорова, она же «бляха № 76», появилась в Москве еще в 1915 году. Шуму это наделало! Городская управа четырежды собиралась, чтобы решить вопрос: может ли женщина работать на трамвае или все же пускай лучше рожает, согласно «природе и укладу русской жизни». Допущенная до катушек с билетиками, Ольга Егорова, говорят, затмила даже кумира молодежи Игоря Северянина. Так что в 20-х годах в трамваях кондукторы в юбках были уже не редкость.
Но в основном это была полуграмотная лимита, «воплощенная грубость, запакованная в форменную куртку с серебряными пуговицами». Так что легко можно себе представить, как кондукторша, увидев кота Бегемота «лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала: «Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!».
Но столичных комсомолок не привлекала мизерная зарплата кондукторов и холодные продуваемые ветрами вагоны. Да еще надо было сдавать в трамвайный парк оставленные рассеянными пассажирами вещи, почему-то больше всего теряли калоши и все больше с левой ноги. Но главная беда кондукторш — хамство пассажиров и, не дай бог, нападение в вечернюю пору желающего разжиться собранными за день копейками. Таким могла противостоять только кондукторша, позировавшая певцу «новой жизни» Александру Самохвалову. У него она не просто советская работница, продающая билеты и следящая за порядком в трамвае, а новая богиня, которой покоряется электричество. С такой «трамвайной амазонкой» страшно связываться.
То ли дело милая девушка в красном платочке, эта «новая формация» кондукторш, которые, «когда старик благодарит ее за то, что она дала ему сдачу с рубля серебром, отвечает, что у советской власти на всех рабочих и крестьян серебра хватит».
Правда, и улыбчивых барышень народ доводил до бурления. Вот как в 1915 году первые девушки-кондукторы признавались, что «и правда, нигде не тратишь столько энергии, не портишь себе столько крови, как в трамваях», так и десять лет спустя пассажиры отдавливают ноги, пихают локтями и орут на кондукторш. Бытописатель советских реалий Михаил Зощенко не прошел мимо девушек, обвешанных, словно пулеметной лентой, катушками с билетиками. На героиню его рассказа, кондукторшу Валю, пассажиры наглядеться не могли до той поры, пока она не разразилась тирадой в духе коммунальной кухни: «Много вас тут, кровопийц, едет и чуть что – придираются и жалобы строчат. Только все недовольны и недовольны. Только каждый норовит за пятку укусить… Прямо нельзя работать». Месседж фельетона Зощенко: «Не все пассажиры – тигры». Мы же выступим на защиту кондукторш: «не будите спящую собаку…»