skip to Main Content
Прын-цыпы и дорога Таганки

Завтра, 23 апреля, Театр на Таганке вместе со всей страной отметит свой день рождения.

Как говорится, во всем надо находить что-то хорошее. И вот: если бы не самоизоляция, только человек 700 смогли бы стать гостями на дне рождения Театра. В этом году пусть не юбилей, а все же задача особенная — в текущих условиях вписаться в 56-летнюю традицию театра каждый год 23 апреля играть спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Брехта.

В 15.00 таганцы в онлайн-формате поздравят друг друга, почитают брехтовские стихи, споют песню «Дорога», которую Борис Хмельницкий* и поэт Юрий Левитанский написали к спектаклю «Павшие и живые», и ставшую после слов Высоцкого («театр находится в пути, и он всегда будет идти и развиваться») гимном театра. И конечно, таганцы вспомнят спектакль, с которого началась история перпендикулярного режиму театра.


Вспомним и мы, как известный актер сталинских времен Юрий Любимов, в войну служивший в Ансамбле песни и пляски НКВД, сыгравший довольного жизнью колхозника в знаменитом фильме «Кубанские казаки», вдруг создал бунтарский театр. О начале всех начал отлично рассказал русско-американский культуролог Соломон Волков в своей книге «История русской культуры 20 века»: «Любимов сам признавался мне: “Ну, без Хруща не было бы и Таганки”. Но уже в дебютном спектакле любимовской Таганки “Добрый человек из Сезуана” по Бертольту Брехту появился язвительный антихрущевский выпад: персонажи спорили там о “прын-цыпах” — так произносил это слово малограмотный Хрущев. Любимов рассказывал мне: ”И кто-то донес, что это есть издевательство над вождем. Меня вызвали наверх. Это было, между прочим, первое мое объяснение с властями. Но я тогда только начинал свою деятельность, а потому был очень наглый. И говорю им: “А вы знаете, кто так говорит? Так говорят малограмотные люди… Пусть учится, как правильно по-русски говорить!”. Любимов, с его потрясающей отзывчивостью на текущие политические настроения советской элиты и всегдашней готовностью идти на конфликт с властью ради создания повышенного интереса публики к своему театру (он любил повторять, “если вокруг театра нет скандала, то это не театр“), пошел ва-банк и выиграл: пока опешившее начальство решало, как наказать неожиданно строптивого режиссера, Хрущева сменил Брежнев, сохранивший и в будущем благожелательное отношение к театру Любимова».

Онлайн-трансляции празднования будет доступна по ссылке в 15.00

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прын-цыпы и дорога Таганки

Back To Top