skip to Main Content
Портрет коллекторов XVI века
Эрмитаж представил в залах Меншиковского дворца отреставрированную картину «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале. Написанная более 4 сотен лет тому назад, она и сегодня отзывается в каждом, кто ее видит. Можно скакать на лошадях, можно рассекать пространство на гоночном каре – налоги как были, так и остались.
сборщики налогов
В картине «Сборщики податей» много зашифрованной информации. От вуайеристски-приоткрытой двери до свечи, символизирующей скоротечность жизни, и раковины, предупреждающей о тщеславии и бренности. В тетради сборщика надписи сделаны на средневековой скорописи. Эрмитаж сейчас ищет специалиста по расшифровке такой скорописи, чтобы прочитать и понять текст…

 

Сборщиков налогов ненавидели во все века. На одной из глиняных табличек, оставшихся на память о шумерской цивилизации, ученые прочли: «У вас есть бог, у вас есть царь, но бояться надо сборщика податей». Афоризму, между прочим, 6 тысяч лет.

Очевидно, что ни грана симпатий не испытывал к мытарям и нидерландский художник Маринус ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Хотя сам по себе художник – «белое пятно», о нем мало что известно. Ученые гадают, был ли это Маринус де Сеу, художник из Реймерсвеле, или Морин Клаэзон, уроженец Зеландии, который зарегистрировался в гильдии св.Луки в Антверпене в 1509 году как подмастерье мастера по изготовлению витражей. И возможно, именно его изгнали из Мидлберга в 1567 году за участие в иконоборческом восстании. Но как и в случае с Шекспиром, для нас важно не столько то, кто скрывался за этим именем, сколько то, что удалось сохранить картины Маринуса ван Роймерсвале, который специализировался на жанровых сценках, и в особенности — на сатирических изображениях торговцев, менял и сборщиков налогов. В общем всех тех, кого Иисус Христос изгнал из храма. Тема была наболевшей, к 16 веку люди из мира денег стали новыми властителями Европы. «Кредит» завис дамокловым мечом над всеми – от мелкого лавочника до мануфактурщика.

В 1440 году Ян ван Эйк написал картину «Банкир и его клиент в Милане». Полотно не сохранилось, но послужило катализатором для создания подобных «антикапиталистических» картин уже в 16 веке. Возможно, в память об утраченном оригинале великого мастера Северного Возрождения, его последователи одевали своих гротескных персонажей в анахроничные костюмы 15 века.

Интересно, о чем думали те, кто, приходя в мастерскую к Маринусу ван Роймерсвале, заказывали ему очередных «Сборщиков податей»? Где вешали эти произведения на социально-политическую тему? Так или иначе, сегодня эту хищную пару мытарей можно увидеть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы. И Петербурга. Любопытно, что «Сборщики податей» являются одной из самых первых картин в коллекции Эрмитажа. Ее приобрела Екатерина II в числе других полотен из собрания первого премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола (кстати, «переезд» коллекции за границу англичане расценили как национальное бедствие). Картину неоднократно реставрировали, правда в последний раз несколько десятилетий назад. И сейчас она вновь приведена в порядок и представлена в том виде, в котором ее создал художник.

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Портрет коллекторов XVI века

Back To Top