Территория между Биржевым и Тучковым мостом больше ста лет напоминала бермудский треугольник: все проекты по ее облагораживанию неумолимо исчезали в небытии. Но, наконец, лед тронулся – в начале февраля 8 архитектурных бюро получили добро на разработку концепции парка «Тучков буян».
«Рекомендуется создание парка, где главной ценностью является ландшафт, а не сервисы. Жители хотят видеть здесь много зелени, изящных ландшафтных решений, а не архитектурные аттракционы для групповых туристов». (Из ТЗ для разработки архитектурно-ландшафтной концепции парка «Тучков буян»)Когда-то эту местность горожане называли Мокрушами – чуть что, здесь изрядно затапливало. И была это глухая окраина столицы с огородами возле невзрачных домишек. О перемене участи задумались в начале ХХ века. И в самом деле – в Лондоне уже метрополитен вовсю, а у нас палисадники напротив императорского дворца. Народ с трудом переживал начавшуюся трансформацию: «Совсем еще недавно вдоль Александровского проспекта (ныне улица Добролюбова – прим.ред.) тянулись тихие каналы, – фиксировал историк архитектуры и краевед Владимир Курбатов. – Каналы уже исчезли. Теперь засыпаются протоки между питомниками и пеньковым буяном». А затеяли накануне Первой Мировой войны сделать набережную Малой Невы такой же великолепной, как Дворцовая набережная. По одному плану предполагали территорию прорезать аллеями, украсить фонтанами. И жизнь здесь должна была бурлить – люди стремились бы сюда во Дворец выставок, музей, рестораны и развлекательные павильоны. Согласно другому плану, в Мокрушах планировали возвести стадион и другие спортивные сооружения. Концепцию, которая была не в приоритете в царское время, в советское приняли на «ура». Но все ограничилось лишь строительством «Юбилейного». Набережную «заперли» зданием Государственного института прикладной химии, которое навевало апокалиптические кошмары.
На конкурс архитектурных концепций парка «Тучков буян» поступило рекордное число предложений со всего мира – 229 заявок из 50 стран. В числе претендентов — ведущие международные и российские компании, которые занимаются созданием общественных пространств и парков.Казалось, так все и будет дальше. Но несколько лет назад на заветную территорию вновь обратили внимание. На месте снесенных зданий ГИПХа собирались построить элитное жилье, потом Судебный квартал. А тем временем цивилизованный мир стал осваивать плейсмейкинг, одна из краеугольных идей которого – «открытые для всех городские пространства принадлежат его жителям, хотя бы психологически». Возникла идея создать Арт-парк на 9.5 га. Как в свое время заметил ведущий ландшафтный архитектор Валерий Нефёдов, «парк вместо промышленных объектов — новое представление о будущем города. И к этому давно привыкли в мире».
И вот, в начале февраля этого года назвали 8 команд, которые к концу мая должны предложить свое видение нового общественного пространства Петербурга. Ответственность перед конкурсантами нешуточная, и дело даже не в миллиардах, — «Тучков буян» больше, чем просто территория, которую надо облагородить (и с нуля сформировать экосистему парка на месте безжизненного пустыря). Миссия команд – создать «образцовое произведение мирового ландшафтного дизайна». Насколько она выполнима, мы еще увидим.
А пока узнаем, кто же вошел в число конкурсантов?
«СТУДИЯ 44»
Студия под началом Никиты Явейна на архитектурном рынке уже почти 30 лет. Это бюро разработало многие крупные проекты в Петербурге, начиная с Ладожского вокзала и заканчивая реконструкцией Главного штаба. Работы бюро стали первыми российскими проектами, попавшими в список победителей Всемирного фестиваля архитектуры (WAF), одного из самых престижных конкурсов мира. На международном фестивале «АРХ-Москва-2016» Никита Явейн был назван «Архитектором года».
AGENCE TER
Архитектурное бюро, которое базируется в Париже. За 30 лет своего существования фирма создала несколько парков в столице Франции, в Испании, Германии, Ирландии. Один из знаковых проектов – ребрендинг старейшего парка Лос-Анджелеса, Pershing Square. «Agence Ter and Team покорили сердца и умы публики и нашего жюри своим блестящим, но доступным и продуманным дизайном»», – заметил член городского совета Лос-Анджелеса Хосе Уизар. Для архитекторов этого бюро парк – прежде всего ландшафт, а не развлекательный комплекс.
HERZOG & DE MEURON
Швейцарское архитектурное бюро, открытое в 1978 году, одно из известнейших в мире. Но славу дуэту из Базеля, архитекторам Жаку Херцогу и Пьеру де Мерону принесли не ландшафтные поиски, а проекты, в которых они разрабатывают язык геометрических форм. Один из них – проект галереи Тейт Модерн в Лондоне принес бюро Притцкеровскую премию. Только что бюро победило в конкурсе на проектирование музейного комплекса в китайском Ханчжоу, на стыке Гранд-канала – самой длинной и старейшей искусственной реки в мире. Наша Малая Нева тоже может вдохновить архитектурный тандем.
BJARKE INGELS GROUP (BIG)
Бюро из Дании основано Бьярке Ингельсом, учеником Рэма Колхаса*. И сам Ингельс вошел в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала Time Magazine. В своей инновационной деятельности ориентируется на социальные исследования и на экологию. Ингельс даже завод по переработке отходов в Копенгагене превратил в общественную зону, обустроив лыжный спуск, пешеходные тропы и стену для скалолазания. Среди громких проектов – скрученный дом-мост Twist в Норвегии.
MICHEL DESVIGNE PAYSAGISTE (MDP)
Компания всемирно известного ландшафтного дизайнера Мишеля Девинь, выпускника Высшей национальной школы ландшафта в Версале, рыцаря искусств и литературы, обладателя Гран-при градостроительства. «Перезагрузив» Старый порт Марселя, получил европейскую премию за благоустройство городского общественного пространства. Любимые слова Мишеля Девинь – «скромность» и «строгость».
KENGO KUMA AND ASSOCIATES
Компания, базирующаяся в Токио и Париже, известна своими масштабными деревянными конструкциями, вдохновленными японской архитектурой. Среди наиболее известных работ бюро – Центр культуры и туризма Асакуса в Токио и художественный музей префектуры Нагасаки. В 2015 году была выбрана для проектирования Олимпийского стадиона Токио к Играм 2020 года.
PRAXYS PAYSAGE & TERRITOIRE
Парижская компания, созданная 13 лет назад, в основном работает на французской территории. Во главе ее Томас Буше, еще один выпускник версальской школы ландшафта. Темы, питающие его практику: время, обыденность, гибридизация обычаев. В целом слоган бюро – слова философа Анри Лефевра «Чтобы понять мир, нужно захотеть изменить его».
Нюансы
- Стоимость парка «Тучков буян» не должна превысить 6 млрд рублей с учетом НДС.
- Рекомендуемая площадь всех зданий – шесть тысяч квадратных метров, не включая общую площадь Дворца танца Бориса Эйфмана и подземную парковку.
- Создатели концепции рассчитывают на то, что средняя посещаемость парка будет 7,8 млн человек в год, из которых 70% – петербуржцы. Каждый из них в среднем будет проводить в парке 1,5 часа.
- 70% территории должно быть отдано для зеленых насаждений, 6% – для зданий и сооружений.
- Участники также могут предложить варианты функционального использования объекта культурного наследия Пеньковых складов (сейчас здание не используется).
Екатерина Юрьева
Фото на обложке: Тучков буян сегодня, фото с сайта проекта