skip to Main Content
Однажды в истории. 31 марта

31 марта 1889 года.

Столица Франции обрела свой главный символ. А могла Барселона.

Да-да, вначале Густав Эйфель продвигал свою железную конструкцию в Испании, но соотечественники Сервантеса решили, что она будет как бельмо в глазу. В Париже, правда, тоже многие приняли в штыки «башню в гайках». 3 сотни известных парижских художников и интеллектуалов подписали манифест, опубликованный в газете Le Temps в день святого Валентина в 1887 году: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители красоты Парижа, до сих пор нетронутой, настоящим протестуем изо всех сил, со всем нашим негодованием, во имя французского вкуса, оставшегося непризнанным, во имя французского искусства и истории, находящейся под угрозой, против строительства в самом сердце нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни». Протест, как известно, не был услышан, и можно себе представить, как были оскорблены деятели культуры, в том числе Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно. Если бы они знали, что 120 лет спустя ее ступени будут продавать на аукционе за баснословные суммы!

Еще несколько фактов о самом посещаемом платном памятнике мира.

КОНКУРС

· Вообще-то планировалось, что она ненадолго – на время Всемирной выставки, как входная арка и центральный экспонат, демонстрирующий достижения французского народа за последние 10 лет.

· На конкурс было представлено 107 заявок. Победила не сам Эйфель, а консалтинговая и строительная фирма Гюстава Эйфеля «Эйфель и Компанье». Над проектом работали также архитектор Стефан Совестр и инженеры Морис Кехлин и Эмиль Нугье.

· На боку башни выгравированы имена 72 инженеров, ученых и математиков, которые внесли свой вклад в ее строительство. При этом забыли начертать имя французского математика Софи Жермен, чьи работы по теории упругости были использованы при строительстве башни.

· Открылась башня в последний день марта, а через полтора месяца на нее поднялись первые посетители. Лифты вступили в строй лишь спустя 10 дней. Не дожидаясь этого, почти 30 000 посетителей совершили 1665-ступенчатый подъем.

ЦИФРЫ

· Высота башни 324 метра (включая антенны), весит она 10 100 тонн. Состоит из 18 000 металлических деталей, соединенных между собой 2,5 миллионами заклепок.

· На ветру башня раскачивается примерно на 6-7 сантиметров, а в холодную погоду… съеживается на 15 сантиметров.

· В хорошую погоду с Эйфелевой башни открывается вид, позволяющий осмотреть Париж и его окрестности на расстоянии до 70 километров.

· В 2012 году (исходя из исторической и культурной ценности и с учетом известности и приносимого дохода) башня была оценена в 435 млрд евро и названа самым ценным сооружением Европы.

· В год на вершину конструкции поднимается почти 7 миллионов человек.

ЦВЕТ

· Каждые 7 лет Эйфелеву башню приходится перекрашивать, чтобы защитить от ржавчины. Для этого требуется примерно 60 тонн краски.

· За всю свою историю ее перекрашивали по меньшей мере 18 раз. И как истинная леди она не была верна одному цвету. Первоначально над Парижем нависала красно-коричневая конструкция. Через 10 лет башня стала желтой! Была она и желто-коричневой, и каштаново-коричневой. Пока в 1968 году специально для башни не создали блестящий бронзовый цвет, который так и называется «Эйфелева башня коричневая».

ВОЙНА

· Башня сыграла свою роль в победе союзников в первой битве на Марне в 1914 году. На ней был установлен один из передатчиков, который глушил немецкую радиосвязь, мешая их продвижению.

· Спустя почти 3 десятилетия герр Гитлер захотел сделать фото на парижском символе. Но не смог – строптивые французы перерезали кабели к лифту Эйфелевой башни. 1665 ступенек осилить и спортсмену нелегко, а что говорить про вождя Третьего Рейха, страдающего нарушением пищеварения и дисбактеризом кишечника?

· Гитлер приказал военному коменданту Парижа Дитриху фон Хольтицу взорвать башню. К счастью, генерал не хотел славы Герострата.

РЕКЛАМА

· С 1925 по 1934 года символ Парижа служил и своеобразным символом Citroen, что в общем-то справедливо — около трети автомобилей на дорогах во Франции – это автомобили компании «Ситроен».

· Название компании было выведено на башне с помощью четверти миллиона цветных лампочек. Реклама горела так ярко, что ее было видно на расстоянии 30 километров. Она послужила отличным маяком американскому асу Чарльзу Линдбергу, приземлившемуся в 1927 году.

· В том, что Citroen благодаря этой рекламе вошел в Книгу рекордов Гиннесса, конечно, заслуга исключительно Эйфелевой башни.

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Однажды в истории. 31 марта

Back To Top