28 мая 1858 года.
Александр Иванов представил «Явление Христа народу» царской семье. Увы, его картина «не поразила двор, как картина Брюллова».
…Этой картине, которую сам Иванов называл просто «Явление Мессии», художник посвятил 2 десятка лет, проведенных в Италии. Если вы думаете, что в прекрасной солнечной он наслаждался жизнью, то это не так. Живописец страдал тяжелым алкоголизмом, «латентной гомосексуальной ориентацией» и, наконец, манией преследования.
С 24 лет живя в Вечном городе и долгие годы мучаясь от жестоких болей в желудке, он был убежден, что итальянцы желают его отравить. «Вы итальянцев еще не знаете, – объяснял как-то живописец заехавшим к нему гостям из России, – это ужасный народ-с, и на это преловкие-с. Возьмет да из-за бортища фрака — вот эдаким манером щепотку бросит… и никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил». В итоге Иванов готовил себе сам, брал воду из фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Проявляя признаки аутизма, жил в тотальном одиночестве в своей скромной келье-мастерской, куда не пускал никого из посторонних. Только единицы имели доступ в его обитель. Вроде Николая Гоголя, лицо которого мы теперь можем увидеть среди тех, кому по воле Иванова явился Христос. Гоголю принадлежит и прижизненная «эпитафия» этому художнику: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы». Однако, может Иванов и «умер» для остального мира, но остальной мир не умер для него. «Страсти людей, их радости, их горе, их забота, их поступки хотя и наблюдаются, но это записывается карандашом в фигурах и служит запасным магазином», — писал редкому корреспонденту Иванов.
Но в Петербург представлять картину императору, а позже — народу, Иванов все же отправился сам.
По факту художник умер от холеры, но многие убеждены – здоровье его подорвал стресс из-за весьма прохладного приема «Явления…» на родине. Живописец не получил за работу даже обещанный гонорар. Собратья-художники не поняли замысла. Сановная публика, узнав об отношении императора к картине, кривила пренебрежительно рты. И еще этот вопрос Александра II о значении в картине фигуры раба, подающего одежду своему господину – к чему он? Не иначе как монарха встревожило лицо раба, выражающего радость и надежду. На что? И менее мнительного творца таким абьюзом можно довести до могилы. Спустя несколько часов после смерти художника из придворной канцелярии прибыл нарочный с радостной вестью: император все же решил приобрести картину и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.
P.S.: Кстати, на картине можно увидеть и самого Иванова, стоит только внимательно приглядеться к мужчине в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя.