22 апреля 1978 года.
Миру явились Братья Блюз – в черных костюмах, узких галстуках, фетровых шляпах и солнцезащитных очках Ray-Ban. Спустя годы их благословит Папа Римский.
Это было еще не кино, до него два года. Впервые Джон Белуши и Дэн Эйкройд вышли как Джейк и Элвуд Блюз в скетч-шоу Saturday Night Live. И хотя на дворе была эпоха диско, ритм-энд-блюзовые композиции в их исполнении пришлись народу по душе. Ну а раз так, то почему бы не снять блюзовое кино, тем более, что эта идея у канадца Дэна Эйкройда возникла, еще когда он только познакомился с чикагцем Белуши в одном из оттавских блюз-клубов. Понятно, что в то время кино про блюз мало кого бы заинтересовало, так что Эйкройд с Белуши придумали, что их братья-блюзмены должны были уголовниками из Чикаго, воспитанниками католического приюта, решившие во что бы то ни стало спасти его от разорения.
Чтобы умаслить мэра Чикаго, уверенного, что на его территории будут снимать какой-то триллер про гангстеров или коррупционеров, Белуши пожертвовал 200 тысяч долларов чикагским сиротским приютам.
… И вот первый день съемок. 76 полицейских машин мчится по городу в погоне за доджем монако 440 1974 года, известным как Bluesmobile. Все автомобильные погони и трюки были реальными и обошлись боссам в 10 миллионов долларов – за время съемок были разбиты 103 автомобиля, по тем временам мировой рекорд.
Самый жесткий момент был на съемках тюремной сцены с Джейком. Режиссер Джон Лэндис решил, что эффектнее будет снять ее с вертолета. Но то ли студия забыла сообщить о своих планах руководству тюрьмы, то ли нужная бумага затерялась, как бы то ни было, охранники реально открыли огонь по вертолету, думая, что на их глазах совершается чей-то побег.
Помните, во время погони один герой говорит другому: «Они нас не поймают. Мы работаем на Господа Бога». Шутки шутками, но на съемочной площадке однажды появился сам Папа Римский. Съемочная группа припала к папскому кольцу. По словам продюсера фильма Роберта Кей Вайса, «все католики в нашей команде просто упали на пол». Можно себе представить ощущения Дэна Эйкройда, который когда-то хотел стать католическим священником…
«Братья Блюз» — не только про «музыку негров», но и про Чикаго. Белуши обожал свой город, город отвечал взаимностью. «Можно с вами сфоткаться?» и «Не подвезти, Джонни?» — этим народная любовь к обаятельному толстяку не ограничивалась, фаны Белуши прямо на улице одаривали его кокаином. И это явно было лишним, после таких подарков Белуши вечно где-то терялся. Однажды Эйкройд искал повсюду свою вторую звездную половину. Проходя мимо дома с освещенным окном, он постучался, чтобы узнать, вдруг кто-то видел актера. «А, Джона! – рассмеялся открывший дверь хозяин – Мы с ним не знакомы, но он час назад зашел в дом, обыскал холодильник, а потом улегся спать. Вон он, на моем диване». Белуши был «неофициальным мэром Чикаго», как немного с завистью однажды заметил Эйкройд. Ладно, справедливости ради заметим, на съемках «Братьев Блюз» не только Белуши был под кайфом. Прямо на съемочной площадке для всей команды – без разбора, от актеров до рабочих, да и еще их друзей и друзей друзей — был сооружен бар, названный Блюз-клубом, и подавали там не только выпивку. Время было такое, толерантное… Вот только вопрос, как они справились с заключительными сценами, где помимо десятков автомобилей на площадке было 500 статистов, 15 лошадей и, о господи, три танка Sherman!
Когда фильм был готов, многие владельцы кинотеатров не хотели его брать – мол, белые зрители не пойдут на «черную музыку», а черным зрителям нечего делать в белых кварталах. Но «Братья Блюз» уделали этих расистов – фильм собрал в прокате 115 миллионов долларов (против затраченных 30) и стал долгоиграющим видеохитом. Прошло 40 лет, а над приключениями Джейка и Элвуда Блюз смеются до сих пор.
Ах да, а еще Ватикан десять лет назад «Братьев Блюз» объявил «католической классикой» и порекомендовал его для просмотра всем добрым католикам… Похоже, у понтификов есть чувство юмора…