2 мая 1869 года.
В Париже появился предшественник Мулен Руж. Фоли-Бержер.
В названии заведения, которому было суждено прославиться на весь мир, фигурирует модное в прошлом словечко «фоли»*. С конца 18 века оно обозначало загородный дом, который использовался представителями знати для проведения ночных праздников с концертами. С 1830 года словом «фоли» стали нарекать концертные залы, добавлять к нему название улицы, где зал был расположен. Поэтому новое заведение поначалу получило имя «Фоли-Тревиз» в честь улицы, на которой располагался служебный вход. Однако герцог де Тревиз воспротивился тому, чтобы заведение носило его фамилию. И заведение было переименовано в «Фоли-Бержер» в честь соседней улицы. Герцога понять, конечно, можно: бог знает что называют его именем! Тем более, что поначалу в дни Парижской коммуны здесь бушевали политические дебаты. А потом в стенах Фоли-Бержер появились и того неприличнее для сиятельного имени персонажи – заклинатели змей, боксирующие кенгуру, дрессированные слоны, всякие там акробаты. И даже некий греческий принц, весь покрытый тату, будто бы в наказание за попытку соблазнить дочь персидского шаха, ситуацию никак не облагораживал.
Постепенно Фоли-Бержер стал синонимом плотских соблазнов французской столицы. Вавилоном порока. Здесь можно было получить все, до чего обычно охочи сытые месье: выпивка и женщины. Причем женщинами можно было не только любоваться на расстоянии, но и приглашать их провести часок-другой в «нумерах». Присмотритесь как-нибудь к знаменитой картине Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер». Положив апельсины рядом с барменшей Сюзон, художник намекнул на ее вторую профессию, – именно этот южный фрукт символизировал в творчестве Мане проституцию. Но главной фишкой заведения была все же не легкодоступность барменш, а сенсация. К концу 19 века у парижан не на шутку разыгрался вкус к стриптизу, и владельцы Фоли-Бержер не жалели денег на впечатляющие шоу обнаженных девушек. Годы шли, наступил новый век, приблизилась Первая Мировая война, а в Фоли-Бержер всё ходили на шоу с голыми девушками. Но одной обнаженки уже было мало, публика хотела и сказочных декораций, и причудливых костюмов. Вроде костюма «черной жемчужины» американки Жозефин Бейкер, которая появилась на сцене лишь в юбке, сделанной из нитки искусственных бананов.
Но Фоли-Бержер удалось заслужить статус не только места, где развлекаются «по-мужски». Чарли Чаплин, Марсель Марсо, Эдит Пиаф, Шарль Азнавар, Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье не считали зазорным собирать здесь аншлаги.