Ключевым событием лета-2020 для Новой Голландии должен был стать Международный фестиваль дебютного кино. Но, само собой, как и большинство летних мероприятий этого года, фестиваль пришлось перенести в онлайн.
7 вещей, которые надо знать о новом кинофесте, который пройдет на платформе Nonfiction.film с 14 по 28 августа:
1. Мэсседж смотра: донести до зрителя фильмы, которые обычно не привлекают больших прокатчиков-мейджеров, заточенных на бокс-офис. В этом смысле особенный интерес вызывает президент фестиваля продюсер Александр Роднянский, тот самый, который вместе с Федором Бондарчуком сорвал нехилую кассу, сделав «Сталинград». Впрочем, этому продюсеру не чуждо и глубоко авторское кино, свидетельство тому – поддержка последних работ Андрея Звягинцева. В общем, у Александра Роднянского отменный вкус и это вселяет большие надежды на первый кинофестиваль в Новой Голландии.
2. У фестиваля два конкурса. Победитель полного метра получит 15 000 €, а жюри расщедрится на дополнительный приз в 10 000 € для еще одного фаворита. В коротком конкурсе награда в 5 000 € достанется трем участникам.
3. Выносить вердикт будут два международных жюри, членами которых, в числе прочих, стали: Бакур Бакурадзе, дебютировавший социальной драмой «не для всех» «Шультес», но и спродюсировавший заведомо кассовый хит «Салют-7». Немецкий режиссер Филип Грёнинг, чьи картины (документальная «Великое безмолвие», художественные «Жена полицейского» и «Моего брата зовут Роберт, и он идиот») транслируют неизбежность психической замкнутости в современном мире. Испанский режиссер Андрес Дуке родом из Венесуэлы, которому удалось поймать в объектив неуловимого Олега Каравайчука («Олег и редкие искусства») и настолько влюбиться в Карелию, чтобы снять про этот край кино. Дмитрия Волкострелова знают истые театралы. Он ученик Льва Додина, но далек от эстетики своего учителя на миллион галактических лет.
4. В рамках конкурсов полного и короткого метров покажут 9 и 24 фильма соответственно, уже участвовавших на крупных международных фестивалях, таких как Sundance, кинофестивали в Локарно, Роттердаме, Берлине. Забыть о кошмарах эпидемии не даст дебютный полный метр Саши Воронова «Мама, я подружилась с призраками» про городок, затерянный в сибирской глуши, жители которого умирают от таинственной болезни. Странно, конечно, для премьерного фестиваля, но тема неизбежного исхода словно его накрыла, – будь то письма умерших в канадском фильме «МС Славик 7» или «Орослан», словенское кино о тихой смерти неприметного человека. О том же — поэтическая завораживающая своей красотой документальная картина Скай Хопинки «Молъни — к океану, к берегу», исследующая происхождение мифа о смерти у одного из коренных народов Америки, индейцев племени чинук.
5. Миссия фестиваля – «поддерживать оригинальные и самобытные авторские высказывания и включать новые имена в мировой контекст». Имена некоторых участников уже достаточно громко прозвучали на международных смотрах. Например, Антон Сазонов, режиссер из Петербурга, в Локарно уже заслужил статус «леопард завтрашнего дня». Его короткометражку «Отпуск», раскрывающую тему исчезновения человека из пространства, покажут в рамках «новоголландского» кинофестиваля. К слову, об исчезновении. «Как исчезнуть» — так и называется короткометражка от австрийской группы режиссеров Total refusal. В гиперреалистичном мире шутера Battlefield V авторы этой антивоенной картины воздали дань неповиновению и дезертирству, как в цифровой, так и в реальной войне. С этими фильмами рифмуется безмолвное «Житие Гореслава Чуждоземного», коллаборация московских и питерских художников об отшельнике, ведущем одиночную войну одновременно на внешней и внутренней территориях и смешивающим границы между ними в сновидениях и грезах безумца.
6. В рамках фестиваля покажут и фильмы членов жюри – драму Сергея Дворцевого «Айка», которая принесла молодой казахской актрисе Самал Еслямовой главный женский приз Каннского кинофестиваля; основанную на реальных событиях драму Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» об одиночестве в горном селе Ратко Младича, бывшего генерала Балканской войны, десять лет скрывавшегося от Гаагского трибунала. А вот герои «Великого безмолвия» Филипа Грёнинга, члены монашеского ордена, давшие обет молчания, аскезу выбирают добровольно. Картина Андреса Дуке «Карелия: интернациональный мемориал» откроет мир, который у нас под боком, но так же неведом нам, как далеким венесуэльцам. Микросериал Дмитрия Волкострелова расскажет о создании спектакля по пьесе Павла Пряжко «Солдат».
7. Посмотреть фильмы фестиваля можно на сайте Nonfiction.film – нажав на кнопку «Купить» и арендовав картину на 48 часов. Стоимость аренды одного фильма — минимум 100 руб. Пожертвовать можно любую сумму, она автоматически отправится благотворительную организацию «Ночлежка».
Ольга Машкова
Фото на обложке:
превью кинофестиваля летом 2019 года, фото Кати Никитиной