skip to Main Content
Главная премьера сезона: «Обитель»

«“ОБИТЕЛЬ” … Уже совсем СКОРО! Наконец-то…» – написал в своем инстаграме Сергей Безруков. И в самом деле, прошел не один год, прежде чем экранизация эпохального романа Захара Прилепина дошла до зрителя. И вот 10 мая «Обитель» стартует на телеканале «Россия».

Соловки, 1920-е годы. 27-летний недоучившийся московский студент Артем Горяинов попадает в лагерь, в котором чекист Федор Эйхманис ставит масштабный эксперимент по «перековке человека», считая, что Серебряный век продолжает жить именно здесь, в Соловках. С первых же дней в лагере Артема ждут жестокие испытания: голод, каторжная работа, противостояние банде «блатных», угроза расстрела. Сталкиваясь с самыми разными людьми – уголовниками и «политическими», честными и продажными, великодушными и злопамятными, – Артем пытается не только выжить, но и найти свою правду. Испытанием становится для него и неожиданная любовь к чекистке.

Любопытно, что не режиссер Александр Велединский («Русское», «Живой», «Географ глобус пропил») взял роман и переложил его на киноязык, а, напротив, кинорежиссер дал повод писателю для создания романа о Соловках 20-х годов прошлого столетия. «Про Соловки я слышал с ранних лет, – рассказывает Велединский. – В 1939 году лагерь прекратил свое существование, а спустя 3 года там открылась школа юнг, в первом наборе которой и учился мой отец. Когда я увидел в музее на Соловках его фотографию, у меня ком в горле стоял. Другая причина, по которой хотелось снять про Соловки, – то, что это место силы. Не случайно Соловки, и у нас в фильме тоже, называют Русским Ватиканом». В общем, Велединский позвонил Прилепину, предложил сотрудничать, тот не особенно был рад предложению, мол, «история – это не мое, что вижу, о том и пишу…». Но уже на следующий день перезвонил Велединскому, а еще через месяц оба оказались на Соловках.


«Тогда, сойдя с трапа, я включил телефон, чтобы сообщить своим, что долетел нормально, с изумлением обнаружил, что в моем мобильнике не сохранилось ни одно имя, – рассказывает Велединский. – Представляете: одни цифры, а кто за ними – поди догадайся. Я понял, что меня «заметили», что я не зря шагнул на Соловки. На этом удивительное на Соловках не закончилось. Я прилетел с островов домой и с той поры 4 года не мог выпить ни капли спиртного. Как отрезало. Что это было, почему так? Не знаю, но я ощутил тогда, что все это неспроста…». Режиссер впечатлился энергетикой места силы, писателя же захватила местная легенда о любви актрисы театра и надзирателя, которых приговорили к расстрелу за подготовку побега. И пока Велединский снимал «Географ глобус пропил», Прилепин писал: все ожидали, что он ограничится рассказом или маленькой повесть, а он взял и написал 800-страничный роман о соотечественниках, разделенных Гражданской войной.

Без мистики не обошлось и на съемках «Обители». Соловки снимали в Кирилло-Белозерском монастыре, и так случилось, что съемки стартовали в День поминовения соловецких мучеников, а закончились – в День поминовения кирилловских новомучеников, расстрелянных сто лет назад. «И ведь мы не подгадывали, – пожимает плечами режиссер. — График составлялся по занятости актеров, готовности декораций. И вдруг оказалось, что мы снимали между этими двумя трагическими датами…».

Кстати, нутро Соловецкого лагеря особого назначения снимали в самом центре Петербурга – настоящие Соловки нынче слишком уж «причесаны». Парадоксально, но подходящую для монастырской обители кирпичную кладку, чугунные столбы, сводчатые потолки кинематографисты нашли не где-нибудь, а в цехах бывшего пивоваренного завода.


За Соловки сошла и узкая коса, уходящая в Финский залив у города Высоцк Выборгского района. Бывавшие на печально знаменитом архипелаге в Белом море убеждают: море, валуны, сосны – все, как там.

Но, по словам режиссера, «Обитель» – не рассказ о лагерной жизни. Главное – отношения человека и общества в исторической перспективе. О лагерях 1930-х годов написано и снято немало. «Обитель» – про Соловки конца 1920-х, когда там сидели и вчерашние белогвардейцы, и проштрафившиеся красные, и священники, и воры. Еще не запуганные окончательно, как в 38-м. Но уже ставшие сырьем для идеалистов, мечтавших перековать не только мечи на орала, но и человека. Таков чекист Федор Эйхманис, начальник лагеря. Он подписывает расстрельные списки, дает добро на постановку силами лагерных артистов «Дней Турбиных» Булгакова и выращивает на территории лагеря розы редких сортов. «Психологически очень сложный образ, – признается Сергей Безруков, которому и довелось воплотить одного из «демонов революции». – У Захара Прилепина это человек, который не верит в бога, но свято верит, что, создав идеальную среду, человека можно перевоспитать, и тогда он будет достоин того светлого будущего, которое такие, как Эйхманис, строят. Он пытается создать в тюрьме некое подобие рая. Но этой рай в аду: клетка есть клетка, и небо все равно остается в клеточку». У Эйхманиса есть реальный прототип, Теодор Иванович Эйхманс, из латышских стрелков. Идейный строитель коммунизма, он на себе испытал справедливость утверждения, что революция сжирает своих детей… И у Безрукова возникла идея одной страшной сцены. Актеру захотелось заглянуть в глаза Эйхманиса в 1938 году: «О чем он думал, когда его уводили на расстрел?».

Безруков был вне кастинга, – актер в сознании Александра Велединского возник сразу, как только началась работа над сценарием. Судьба эти две фамилии соединила почти 2 десятка лет назад (Велединский написал сценарий той самой «Бригады»), поработать вместе обещали друг другу давно, но все не складывалось, до «Обители».

«На начальном этапе мы вместе с Александром Велединским сели, разложили карточки артистов, тыкали пальцем, – вспоминает Захар Прилепин. – Мы понимали, что это будет большой проект и многие захотят сниматься. Я предложил Евгения Ткачука на главную роль, а Велединский настоял на том, чтобы взять Безрукова на роль чекиста. Я обожаю Безрукова, но у меня были сомнения. Я спрашивал Александра: «Ты уверен, ты хорошо подумал?». Он ответил: «Да» и в итоге он угадал. Недавно мы встречались с Сергеем Безруковым, и он рассказал мне, что придумал одну сцену и привнёс в мою историю что-то от себя, разыграл, показал в лицах, и мне так понравилось, что я, наверное, добавлю этот момент в книгу. Так что мы с Безруковым теперь соавторы!».

Но все же главный герой романа и фильма не идеалист-чекист Эйхманис, а 27-летний Артем Горяинов, которому предстоит пройти все круги соловецкого ада. По выражению Прилепина, «человек без свойств», тот, кто плывет по течению. Сел за убийство отца, хотя и совершенное не по злому умыслу. Пытался выжить, как мог, и до поры до времени выбирался из разных передряг, словно герой русских народных сказок. Эта роль и досталась роль Евгению Ткачуку, которого Велединский «распробовал» на предыдущем своем фильме «В Кейптаунском порту»… «У Артема большая жажда жизни, – говорит актер, – он хочет жить и остаться живым, при всем том, что это практически невозможно. Стремление жить делает большие вещи. Оно может спасти и на войне, и в лагере, а без него даже в безвредной ситуации человек может превратиться в живой труп».

… На Соловках валят лес, разводят животных, играют спектакли, мучатся в карцерах и влюбляются в надзирательниц – в «Обители» лагерный трагизм смешивается с историей любви. Месседж романа Прилепина в его финальной фразе: «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел». И зная религиозное мировоззрение Велединского, можно не сомневаться: это будет месседжем и его 8-серийной саги…

 

Ольга Машкова

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Главная премьера сезона: «Обитель»

Back To Top