skip to Main Content
Андрей Максимов: «Для детей писать не модно»

Буквально за несколько дней до вирусной «заморозки» у писателя, драматурга, режиссера и телеведущего Андрея Максимова вышла детская книжка «Сказки для Таты и Малюси», герои которой – такие парадоксальные существа, как небесный кот или лошадь на шпильках. Мы дозвонились до автора, чтобы поговорить с ним о том, как в стране обстоят дела с детской литературой.

— Первым делом хочется узнать, почему вы, Андрей Маркович, взялись писать сказки?

— Вообще я очень давно пишу сказки. Более того, первая моя книжка, которая увидела свет, еще в конце советской власти – это был «Кормящий отец», про то, что делать папам, когда рождается ребенок. Это с одной стороны. А с другой, она состояла из сказок, которые папа мог бы читать своему ребенку. Два года назад у меня вышли «Папины сказки». Я вставляю сказки и в свои книги по воспитанию. Для меня писать сказки – это такое удивительное приключение. И потом, это универсальный жанр, единственный в своем роде. В хорошей сказке человек любого возраста найдет что-то свое, в отличие от взрослых вещей. Но в этой универсальности жанра кроется и главная сложность – сказка должна быть настолько интересной, чтобы взрослый, который читает ее ребенку, не заскучал.

— Но трудно себе представить 25-летнего человека, который будет читать «Старика Хоттабыча», я уже не говорю о Колобке.

— Колобок, кстати, величайшее произведение мировой литературы о человеческой жизни. А что касается «Старика Хоттабыча», то его, возможно, во взрослом возрасте и не будут перечитывать, а русские народные сказки – почему бы и нет?

— Скорее тогда уж стоит говорить о современной трансформации сказки в фэнтези.

— Придуманный жанр для подростков, которые не будут читать сказки только потому, что для них это связь с детством, с которым они спешат в этом возрасте расстаться. Но на самом деле это все те же сказки, конечно. По большому счету я не вижу разницы между Гарри Поттером и Буратино, и то и другое – прекрасные истории о взрослении человека….

 — Осенью я была на книжной ярмарке в Москве и детские книги были представлены в огромном количестве. Признаться, даже несколько растерялась: как выбирать из всего этого?

— На самом деле это все иллюзия, как, кстати, и с взрослыми книгами – магазин переполнен, а купить нечего. А во-вторых, ситуация на книжном рынке такова, что издательствам не выгодно выпускать сказки современных авторов, какими бы хорошими они ни были. Есть такие уникальные люди, как, например, мой литературный агент Светлана Полякова и Игорь Воеводин, один из членов команды издательства «АСТ», которое выпустило потрясающе оформленные «Сказки для Таты и Малюси». Но таких людей мало. И тиражи современных детских книжек чрезвычайно малы. Потому что большинство родителей предпочитает покупать то, что ему хорошо известно. Поэтому Астрид Линдгрен, Носов, русские народные сказки всегда будут побеждать.

 

— Тупиковая ситуация…

— Не столько тупиковая, сколько тяжелая, на самом деле. Для детей и подростков писать не модно. Не престижно. Причем так было и прежде, в советское время. У нас всегда прикрывались фразой: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, но только лучше». На самом деле писатели ранжировались: «настоящие», серьезные авторы, которые рассказывают о проблемах и переживаниях, и какие-то странные люди, сочиняющие что-то там для детей… Но тогда книжки хотя бы выходили безумными тиражами, и писатели могли нормально зарабатывать.

 — Сегодня ни денег, ни статуса. Но все равно кто-то пишет.

— Пишет, и еще как. Вот, например, издательство Росмэн проводит конкурс детской книги. Я однажды был членом жюри и прочел огромное количество вполне себе симпатичных произведений, а 2-3 книги были просто отличными. Но кто знает об этом? Или вы слышали что-нибудь о премии им.Сергея Михалкова, которую вручают писателям, которые пишут о подростках? Нет. Как-то мне довелось стать ее лауреатом, и меня, помню, тогда поразило, как много людей, оказывается, пишут для читателей подросткового возраста! Значит, авторы есть, но кто о них знает? Издательство «Детская литература», которая выпускает книги победителей, никак не рекламирует их. Совсем! Я получил премию за роман о подростке, который живет в эпоху Древней Руси. Как и кто может узнать об этом романе? Никак и никто. Можете провести опрос даже среди литературных критиков, они вряд ли вам назовут хотя бы пятерку современных авторов. Мне до сих пор говорят про детского писателя Крапивина. Хороший писатель, спору нет…

 — Ну да, только классику уже за 80, кажется.

— В том-то и дело. Я его прочитал, когда был подростком, а теперь я уже немолодой человек, а мне по-прежнему вспоминают Крапивина. А другие-то где? К сожалению, даже когда появляются талантливые авторы, никто не занимается их популяризацией. А их, наоборот, надо продвигать больше, чем авторов взрослых книг. Но, к сожалению, наше государство абсолютно равнодушно к детям, и все, что происходит на рынке детской и подростковой литературы, никого, кроме родителей, не волнует…

 — Один издатель мне признавался, что наши родители, в отличие от скандинавских, например, не купят ребенку книжку, у маленького героя которого, допустим, отец сидит в тюрьме. Обо всем ли можно говорить в детской литературе?

— А во взрослой литературе обо всем можно говорить?

 — Все зависит от того, как подать.

— Вот и ответ. Есть такая книжка, называется «Граф Монте-Кристо». Про человека, который сидел в тюрьме и не очень хорошо себя вел до этого… Есть хорошие книжки и плохие — и все. А дальше возникает проблема продвижения. Если книгу анонсировать, что она про сексуальные проблемы десятилетнего ребенка, то скорее всего родители ее не купят. А вот ребенок, кстати, купит с удовольствием.

Я постоянно говорю: «Дети – это такие же люди, но только лучше». Когда разговаривать с ребенком о сексе? Когда у него возник вопрос. У кого-то в 5 лет, у кого-то в 15. Но вне зависимости от возраста, если ребенок не получает ответа от родителей, он его будет искать в интернете. Все эти возрастные ограничения 10+, 16+ сплошное фарисейство, потому что пытаются ограничить людей, у которых в руках смартфоны. Поэтому от чего уберегать ребенка или наоборот, в чем его просвещать, – это абсолютно индивидуальная история. Мой младший сын, например, в детстве не очень любил читать. Но однажды он увидел фильм Федерико Феллини и в свои 11 лет пересмотрел его всего.
Значит ли это, что Феллини надо смотреть в 11 лет? Нет, конечно. Но если ребенок сидит рядом и смотрит кино, не надо ему говорить: «Тебе рано». Смотрит – значит, ему интересно.

На самом деле это наша фундаментальная проблема, с нее все начинается: мы не относимся к детям, как к равным себе. Мы отмахиваемся от их переживаний, как от чего-то незначительного. И я постоянно говорю родителям: если у девочки отняли шоколадку, она переживает ничуть не меньше, чем Анна Каренина, когда думает, что ее не любит Вронский. Мы, которые знаем, что шоколадка не самая большая потеря, высокомерно говорим: «Ну, ерунда какая». Но девочке-то от этого не легче.

Это удивительное дело: мы готовы постараться понять своего коллегу, если хотим с ним работать, его взгляды, мнение. А понять собственного ребенка – такой задачи мы себе не ставим. К сожалению, у нас очень мало людей живет ради детей. Ими никто не занимается, они в большинстве своем бесхозны. К ним относятся, как к дереву, которое все равно вырастет. Стоит ли удивляться, что и с детской литературой у нас совсем не хорошо?

ТОП-5 книг, рекомендованных Андреем Максимовым для детей:

1. Библия.

2. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого

3. «Герой нашего времени» Лермонтова

4. «Недопесок Наполеон третий» Юрия Коваля

5. «Незнайка на Луне» Николая Носова

 

 

Елена Боброва

Поделиться в соцсетях:
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Андрей Максимов: «Для детей писать не модно»

Back To Top